Цели: продолжать знакомить учащихся с творчеством А. С. Пушкина; прививать детям любовь к поэзии; работать над развитием выразительной, грамотной речи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Рисунки детей вывешиваются на доску.
– За окном еще осень, а у нас в классе морозное солнечное утро, сверкающий на солнце снежный ковер, ясное голубое небо. Кажется, что и воздух чистый, морозный, свежий. И все это благодаря вашим работам.
– Обратимся теперь к стихам А. С. Пушкина, чтобы продлить приподнятое, восторженное настроение.
Учащиеся читают стихи, которые они выучили дома. Следует отметить детей, которые прочитали стихотворения выразительнее других.
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
– Стихотворение, которое мы прочитаем с вами сегодня, – одно из самых грустных в творчестве А. С. Пушкина. Оно написано в ссылке (ссылка – вид наказания – пребывание на поселении в отдаленном месте), в селе Михайловском, в очень тяжелое для поэта время.
Надежда на освобождение была потеряна; план побега за границу не удался; поэт серьезно поссорился с отцом, после чего вся семья Пушкина уехала в Петербург, оставив его одного. В это тяжкое время с ним была единственная близкая, любящая душа – Арина Родионовна, няня поэта. К ней, своей «доброй подружке», и обращается Пушкин в стихотворении «Зимний вечер».
Учитель выразительно читает стихотворение.
Беседа.
– Какие чувства переживает поэт?
– Какие образы помогают понять душевное состояние поэта?
– Перечитайте, как Пушкин описывает бурю.
– Почему он использовал такие разные сравнения?
– Каким настроением наполнено стихотворение?
– Как его нужно читать?
џ Словарная работа.
Обветшалая – пришедшая в ветхость.
Ветхая – разрушающаяся от старости, дряхлая.
Лачужка – небольшая плохая изба, хижина.
Упражнение в чтении стихотворения, выделение пауз, логических ударений.
IV. Итог урока.
– Что удивило, поразило?
– Какие чувства в вас затронул урок?
Домашнее задание: приготовить выразительное чтение стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер» (с. 90–91, часть 1-я), по желанию выучить стихотворение или его часть наизусть, выполнить рисунки.