Урок 17. Народы России. Культура, религия и быт

0
488

Цели: Познакомить учащихся с разнообразием народов России. Сформировать представление о культуре народов (религии, жилище, пище, одежде, праздниках, этических нормах). Познакомить с религиозными традициями православия, ислама, буддизма. Воспитать уважительное отношение к традициям любого народа России.

Развивать умения работать с дополнительной литературой, выступать с сообще­нием и слушать выступления своих товарищей.

Оборудование: Политико-административная карта России, рисунки костюмов народов России.

Ход урока

Организационный момент

При подготовке к уроку за 2 недели до его проведения класс делится на группы по 4-5 человек. Каждая группа получает задание: подготовиться к выступлению о культуре народов.

группа – Русские;

группа – Народы Севера России (ненцы, чукчи и др.);

группа – Народы Северного Кавказа;

группа – Народы, исповедующие буддизм (буряты, калмыки);

группа – Народ, живущий в вашем регионе, или в соседних субъектах РФ, или

народы Средней Волги (татары, башкиры, чуваши и др.).

Для выполнения задания необходимо подобрать дополнительный материал, ил­люстрации, национальные костюмы и т. д. Учащиеся могут воспользоватся энцик­лопедиями «Физическая и экономическая география России», «Аванта плюс».

Изучение нового материала (продолжение)

Россия – многонациональная страна. Здесь проживает около 130 больших и ма­лых народов. Каждый из народов отличается по языку, культуре, религии, обычаям, исторически сложившимся традициям, укладу жизни, трудовым навыкам.

Выступление 1 группы

Тема: «Культура русского народа»

Это может быть история народа. Праздники (языческие и православные); рассказ о традициях и быте, об особенностях национальной кухни, о народных художест­венных промыслах, о фольклоре или искусстве.

Выступление 2 группы

Тема: «Народы Севера России»

Сообщение выполняется по той же схеме, что и первое. Оно может также вклю­


чать рассказ о национальной одежде народов Севера России, особенностях их жи­лищ и национальных промыслах (охота и пр.).

Выступление 3 группы

Тема: «Народы Северного Кавказа»

Выступления группы о народах Кавказа. Можно рассказать о традиционном кав­казском гостеприимстве, кавказском угощении и нормах поведения.

Выступление 4 группы

Тема: «Народы, исповедующие буддизм»

Сообщение выполняется по той же схеме, что и предыдущие.

Выступление 5 группы

Тема: «Народ, живущий в вашем регионе»

В сообщении о народах Средней Волги можно рассказать о таких национальных праздниках, как Рамадан, Сабантуй, Курбан-Байрам и др.

Примерные выступления групп могут быть следующими:

Кавказское гостеприимство

Вежливость ценят на Кавказе очень высоко. Адыгейская пословица гласит: «Не стремись к почетному месту – если ты его заслужил, оно тебе достанется».

Гостеприимство и уважение соблюдается неукоснительно. Гостю выделяют лучшую комнату. Ни на минуту его не оставят одного.

Во главе стола – тамада, а почетный гость – справа от него, далее садятся по старшинству. Младшие члены семьи за столом не сидят.

Пренебрегать или злоупотреблять гостеприимством нельзя! За столом даже гостю следует соблюдать правила. Особенно строгие правила у адыгейцев, черкесов, кабардинцев. Сидеть полагается чинно. Нельзя наваливаться на стену, разваливаться на стуле, закидывать ногу на ногу. Разговаривать неторопливо и негромко.

Знаменитое кавказское блюдо – шашлыки – делают нечасто. Чаще мясо варят и тушат. На Кавказе также любят горячие молочные блюда – сырная крошка и мука в топленой сметане. Пьют охлажденный кисломолочный продукт – айран. Именно горцы Кавказа изобрели кефир. На Кавказе часто едят каши: просяную или кукурузную. А овощи едят постоянно – в свежем, квашеном и маринованном виде. Традиционная сладость – халва.

Русская изба

Дом крестьянский состоял из жилой и хозяйственной частей. Дома могли быть четырехстенки, пятистенки, шестистенки. Хороший дом – пятистенок – состоял из пяти стен. Избы в северных районах России поднимали высоко над землей, строили еще «подъизбище» и «подлет».

Жилище (изба) делилась по диагонали. Центральное место в ней занимал крас­ный (передний) угол с иконами и столом, который, по выражению С. Есенина, «по­добен заре, поток – небесному своду, а матица – Млечному Пути».

Жилая часть – изба с русской печкой. Печь русская играла первейшую роль. Она и грела, и лечила, и кормила. На ней спали старики, грели косточки. А если не было бани, то в печи и мылись.

В жилой части находились и неотапливаемые (холодные) помещения – сени и клеть. В клети хранили запасы, там же могла храниться зимняя одежда. Летом в клети, где было прохладно, спали. Мебели почти не было. Лавки, сундуки, полки.


Перегородок не было. На пол стелили половики, на окна вешат полотенца. Взрос­лые cnaiu на полу, дети размещатсь на полатях.

На почетной лавке сидели родители, гости, а на свадьбе – молодые. У входа стояча лавка, где могли сидеть приходящие и нищие. В Кировской области до сих пор можно услышать приглашение соседки «приходи сидеть», т. е. поговорить (отсюда «посиделки»).

Хозяйственная часть имела мастерские, кюдовые и поветь. На поветь с улицы поднимайся бревенчатый настил – взвоз. Зимой на повети хранит сено, а внизу стоял скот.

Закрепление

Сочинение по изученному материалу.

Заслушав сообщения групп, учитель предлагает написать короткое сочинение о традициях народов России, исповедующих православие, ислам, буддизм или др. религию (на выбор). Например, сочинение может быть посвящено особенностям национальных кухонь.

Примерный план сочинения:

Особенности кухни;

а) кухня христиан (в православии есть ряд продуктов, запрещенных к упот­реблению в пищу);

б) кухня мусульман (мусульмане должны употреблять только халяльную пищу. т. е. ту, что «разрешена богом»; к строго запрещенным продук­там. харамным, относится мертвечина, также запрещено употреб­лять вина и т. п.)

в) кухня иудеев (система питания евреев – кашрут. в ее основе несколько за­претов: никакого мяса не признается, запрещено готовить в субботу; еда — дело священное, поэтому ничего из положенной на тарелку еды нельзя вы­брасывать. даже рыбьи кости)’,

г) кухня буддистов (большинство очень сложных запретов и разрешений на питание действуют только в .монастырях, простые смертные мо­гут есть все, что угодно, отсюда и разнообразие блюд восточной кух­ни).

Праздники, связанные с приемом пищи:

а) система праздников в православии (Яблочный спас. Медовый Спас; также в православии существует система постов – это время, когда запреща­ется употреблять в пищу мясо, птицу и молочные продукты)

б) система праздников в исламе (Рамадан и пр.)

в) система праздников в иудаизме;

г) система праздников в буддизме.

Домашнее задание

По уч. А.: §22; По уч. Д.: §6.

На контурной карте отметить республики, входящие в состав России и их столи­цы. Обозначить на карте цветом религии, которые исповедует население данных республик (зеленым цветом – республики с религией ислам; желтым – религия буд­дизм; розовым – православие).