Урок № 16: Географическое положение. История заселения и изучения.

0
504
информатика

Цель урока: 1) Сформировать понятие «географическое положение материка»; 2) Развивать умение работать с картой; 3) Воспитывать интерес к предмету.

Метод обучения: словесный

Форма организации: коллективная

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проблемное обучение

Оборудование: 1. Физическая карта полушарий. 2. Физическая карта Евразии.

3. Портреты путешественников.

I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

II.Проверка домашнего задания.

1. Образование материков (появились примерно 180-200 млн. лет назад – Лавразия и Гондвана; Пангея)

2. Географическое положение северных материков (между Арктикой и экватором, большое влияние Северного Ледовитого океана; Евразия имеет большую протяженность с запада на восток, южная часть – до южного субэкваториального пояса; Северная Америка смещена к северному полюсу, к югу сужается)

3. Рельеф (сложный, особенно в Евразии занимают равнины, в основном на севере материков; Северная Америка из одной платформы, Евразия – из нескольких; горы на окраинах; Кордильеры -9000 км – субмеридионально, горный пояс Евразии – в широтном направлении – Альпийско-гималайский пояс; в Кордильерах и на востоке Евразии – вулканизм, землетрясения)

4. Ледниковый покров (материковое оледенение отступило 10-15 тыс. лет назад; на севере фьорды; толщина ледника достигала 3000м толщины и до 40° с. ш.; мамонты, туры, шерстистые носороги вымерли)

5. Климат и природные зоны (на севере большое сходство, которое уменьшается к югу; растения секвойя, болотный кипарис, кактус, алоэ – не растут в Евразии, но зато есть тигры, джейраны, антилопы, яки)

III.Всесторонняя проверка знаний.

1. Мрамор относится к горным породам (метаморфическим)

2. Число областей высокого давления на Земле (4)

3. Как называется угол между направлением на север и предметом на местности? (азимут)

4. Географическая зональность заключается в (закономерном изменении всех природных компонентов и географической оболочки от экватора к полюсам)

5. Русский исследователь Океании (Н.Н. Миклухо-Маклай)

6. При движении от полюсов к экватору температура поверхностных вод Мирового океана (повышается)

7. Круговорот воды в природе полностью обновляет воду в океане за (3000лет)

8.К районам распространения гейзеров относится (о-в Исландия)

9. Один из основных вопросов современной географии (рациональное использование богатств природы)

10. Высота слоя воздуха в тропосфере максимальна (над экватором)

IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Какие особенности географического положения вы можете отметить? С чем это связано? Что знаете о материке интересного?

V.Объяснение новой темы.

1. Природные особенности Евразии (части света Европа и Азия; ¾ населения Земли – 4 млрд. человек; площадь с островами 53,3 млн. км² – 1/3 суши; Джомолунгма; Мертвое море на высоте -403 м; самый большой полуостров Аравийский – 3 млн. км²; полюс холода Оймякон (- 71°С); в пустыне Тар в Индии +53°С; Черапунджи 12000мм осадков; в Аравии менее 15 мм осадков; самое большое озеро – Каспий 390 тыс. км², самое глубокое – Байкал 1620 м; все климатические пояса; все океаны омывают)

2. Географическое положение (граница между частями света; крайние точки – Челюскин, Пиай (между ними 8 тыс. км), мыс Рока и Дежнева (16 тыс. км); некоторые участки в западном полушарии; план характеристики материка на стр. 239)

3. История заселения и исследования материка (исследования древних греков, финикийцев, вавилонцев, египтян, минойцев; в I веке н. э. индийцы открыли острова Суматра и Ява, заселили Индонезию, позже малайцы – Мадагаскар; греки – Дунай, Каспий, Дон, Черное море)

4. Знаменитые путешественники, исследовавшие Евразию (Н. М. Пржевальский 15 лет в Центральной Азии, прошел 33 тыс. км, 4 экспедиции – Тибет, Гоби, верховья Хуанхэ и Янцзы, озеро Лобнор; описал дикую лошадь, дикого верблюда; собрал коллекцию минералов, растений; похоронен на Иссык-Куле; П. П. Семенов – две экспедиции в Тянь-Шань, открыл пик Хан-Тенгри; описал высотные пояса, установил, что снеговая линия выше, чем в Альпах, доказал, что Чу берет начало не из Иссык-Куля; его именем назван хребет, пик и ледник; Ш. Уалиханов в 1856 – 1859 гг. исследовал Семиречье, Исык-Куль, Кашгарию; Васка да Гама в 1498 г. нашел путь до Индии вокруг Африки; С. Дежнев в 1648 году прошел из Северного Ледовитого океана через Берингов пролив в Тихий океан; В. Беринг и А. И. Чириков в XVIII веке открыли северо-восточную часть Америки и Алеутские острова; Р. Пири в 1909 г. дошел до Северного Полюса; Марко Поло в 1271 – 1295 гг. в Китай, Индию и Индокитай; Н. А. Вавилов в 1924 – 1927 г. исследовал центры происхождения культурных растений – стр. 12-13)

VI.Усвоение новой темы.

Работа с картой и учебником

VII.Домашнее задание. § 14, стр. 62- 63, повтор. стр. 10 – 11, 12-13, к. к – крайние точки, высшая и низшая точки

VIII.Итог урока. Комментирование оценок.

Вывод: Материк Евразия – самый крупный на Земле, благодаря этому на нем встречаются все климатические пояса и природные комплексы, характерные для северного полушария. Внутренние, труднодоступные районы Центральной Азии были изучены позже всех.