Урок 15. Труд и трудовое право

0
799
информатика

Цели: подвести учащихся к пониманию важности роли тру­да в обществе; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, аргументировано излагать собственную точку зрения; способствовать воспитанию у учащихся уважения к труду, трудолюбия, пониманию важности трудовых отношений в разви­тии общества.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (труд, трудовые отношения, трудовой договор, коллек­тивный договор, дисциплина труда, тунеядство, трудовая книжка, социальное партнерство, профессиональные союзы, безработица), домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Частная и публичная жизнь гражданина»

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 26 и 27

КАРТОЧКА № 26

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– Что такое публичная жизнь?

2. Для этого подумайте над вопросами:

– Какое предназначение имеет правовое государство?

– При каких условиях в обществе обеспечиваются мир и стабиль­ность?

– Каким образом обеспечивается участие граждан в государственно­общественных делах?

– Как гражданин в правовом государстве может защитить свои права и интересы?

– Какую роль в жизни общества играют политические объединения?

– Какой характер имеет политическая деятельность в правовом го­сударстве?

3. Сделайте вывод.

КАРТОЧКА № 27

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– Какие положения включает в себя публичное право?

2. Для этого подумайте над вопросвми:

– Какие отрасли права составляют публичное право?

– Каковы нормы публичного права?

– Почему для публично-правовых отношений характерно неравно­правие сторон?

– Какие стороны участвуют в публично-правовых отношениях в об­ществе?

– Что значит «вертикальные и горизонтальные отношения в обще­стве»?

– Как связаны публичное и частное право?

– Что регулирует частную и публичную сферы жизнедеятельности граждан?

3. Сделайте вывод.

ВАРИАНТ В

– Выберите лишнее. Объясните свой выбор.

1. Гражданское право, наследственное право, семейное пра­во, уголовное право. (Все отрасли относятся к частному праву, уголовное к публичному.)

2. Депутат, предприниматель, милиционер, министр. (Пред­приниматель – частное лицо, остальные публичные.)

ВАРИАНТ Г

Фронтальный опрос класса

Что такое публичное право? (Право, которое обеспечивает общий, совокупный (публичный) интерес.)

Чем отличается пассивное избирательное право от активного избирательного права? (Пассивноеправо быть избранным в выборные государственные и муниципальные органы вла­сти. Активное – право избирать.)

Как гражданин страны может использовать свои политиче­ские права? (Он может активно участвовать в полити­ческой жизни своей страны: в избирательных компаниях, референдумах, политических митингах, шествиях и т. д.)

– К какому праву, частному или публичному, принадлежат: конституционное право, финансовое право, гражданское право, избирательное право, семейное право, администра­тивное право? (Публичное право: конституционное, избира­тельное, административное, финансовое. Частное право: гражданское, семейное.)

3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 26 и 27, отзывы одноклассников

III. Изучение новой темы

Задача для учащихся: выяснить, характеризует ли человека его отношение к труду. Почему право на труд является одним из важнейших прав человека в современном обществе? Как посту­пить на работу?

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника

Учебник 1 (с. 247-252). Знакомство учащихся с новыми тер­минами (см. пункт оформление доски).

Задание для учащихся: составить план § 39, учебник 1 и вы­писать незнакомые термины и понятия.

Вариант плана:

1. Труд и трудолюбие.

2. Право на труд.

3. Трудовые отношения.

4. Трудовой договор.

2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, дополнительным материалом и статьями Трудового кодекса Российской Федерации в группах

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 1 Трудолюбие и тунеядство

Внимательно изучите материал учебника 1 § 39 (с._247-248) или учеб­ника 2 (с. 106-110) и афоризмы о труде, работе и лени приведенные ниже (распределите между собой работу над материалом).

Задание для учащихся: какую роль играет труд в жизни общества? Почему отношение к труду и трудолюбию имеет такие различные взгляды? Какие из афоризмов кажутся вам более справедливыми?

– Кто хочет работать – ищет средства, кто не хочет – ищет причины (Американское изречение).

• Тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может (Г. Мари).

• Чтобы сделать работу как следует, времени всегда не хватает; но на то, чтобы ее переделать, время всегда находится (Закон Мескинена).

• Чем меньше вы собираетесь делать, тем больше вы должны об этом говорить (Дж. Линн, Э. Джей).

• Ежели людей по работе ценить, тогда лошадь лучше всякого человека (М Горький).

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 2 Рабочее время

Внимательно изучите материал учебника 1 (§ 39, с. 248-249) или учеб­ника 2 (с. 106-110) и содержание главы 15, ст. 91,92,93,94,95 Трудового кодекса РФ (распределите между собой работу над материалом).

Задание для учащихся: что такое рабочее время? Какими нормами ограничено рабочее время несовершеннолетних?

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 3

Работа в ночное время и работа за пределами нормальной продолжительности рабочего дня

Внимательно изучите материал учебника 1 (§ 39, с. 248-250) ипи учеб­ника 2 (с. 106-110) и содержание главы 15, ст. 96, 97, 98, 99 Трудового кодекса РФ (распределите между собой работу над материалом):

Задание для учащихся: кто не допускается к работе в ночное время? Какими нормами ограничено рабочее время ночью и за пределами его нормальной продолжительности?

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 4 Регулирование труда несовершеннолетних

Внимательно изучите материал учебника 1 § 39 (с. 250-251) или учеб­ника 2 (с. 106-110) и содержание главы 42, ст. 265, 266, 267, 268, 269, 270, 271, 272 Трудового кодекса РФ (распределите между собой работу над материалом).

Задание для учащихся: на каких работах запрещено использовать труд несовершеннолетних? Какие льготы предусматривает законодатель­с

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь