Урок 14 ЗНАКОМСТВО С ЖИЗНЬЮ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Г. Р. ДЕРЖАВИНА, ЕГО САТИРИЧЕСКИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ

0
19
литература

Урок 14 ЗНАКОМСТВО С ЖИЗНЬЮ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Г. Р. ДЕРЖАВИНА, его САТИРИЧЕСКИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ

Цели: подчеркнуть честность и прямоту характера поэта, смелость в обличительном изображении вельмож, восхищение храбростью простого народа, показать живость и естественность стиха.

Методические приемы: аналитическая беседа, выразительное чтение.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Чтение и комментарий устаревших слов.

– К каким стилям относит Ломоносов следующие жанры: поэмы, оды, трагедии (высокий); драма, сатира (средний); эпиграммы (низкий).

2. Чтение стихотворения Ломоносова.

III. Изучение новой темы.

1. Сообщение темы и целей урока.

2. Рассказ учителя.

ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН
(1743–1816)

Имя Г. Р. Державина не раз упоминал в своих стихах А. С. Пушкин. В стихотворении «К другу стихотворцу» мы читаем:

Хорошие стихи не так легко писать…

Меж тем как Дмитриев, Державин, Ломоносов,

Певцы бессмертные, и честь и слава россов,

Питают здравый ум и вместе учат нас…

Главное в поэзии Ломоносова, предшественника Державина, – гражданственность, вера в великое будущее России и ее народа – было подхвачено и развито Г. Р. Державиным.

Крупнейший поэт второй половины XVIII века, он славит в своих одах силу русского оружия, утверждает высокие гражданские идеалы: служение Родине, укрепляя ее могущество, заботу о благополучии своего народа. В то же время творчеству Державина присуща ярко выраженная сатирическая направленность. В лучшей своей оде «Фелица» (латинское слово – фе?ликс, счастливый), наряду с прославлением Екатерины II, мы обнаруживаем и резкую критику вельмож, жизнь которых поэт хорошо знал.

Державин восхвалял императрицу (он верил в ее доброту, справедливость, потому что не знал ее близко), вельмож же он изобразил иначе, причисляя и себя к ним, чтобы снять отчасти с себя обвинение:

А я, проспавши до полудни,

Курю табак и кофий пью,

Преобращая в праздник будни,

Кружу в химерах мысль мою.

То плен от персов похищаю,

То стрелы к туркам обращаю;

То возмечтав, что я Султан,

Вселенну устрашаю взглядом…

Кого же имел в виду Державин?

Г. А. Потемкина, всесильного фаворита императрицы.

А вот еще строки из оды, которые поразили жителей столицы своей смелостью:

Или музыкой и певцами,

Органом и волынкой вдруг,

Или кулачными бойцами

И пляской веселю мой дух;

Или о всех делах заботу

Оставя, езжу на охоту

И забавляюсь лаем псов;

Или над Невскими брегами

Я тешусь по ночам рогами

И греблей удалых гребцов.

А в этих строках задеты другие «сильные мира сего»: граф А. Г. Ор-лов, любивший кулачные бои; враг Державина Н. И. Панин, забывший службу ради охоты; С. К. Нарышкин, хозяин крепостного оркестра роговой музыки.

– Что поразило читателей оды, познакомившихся в этими строками? Смелость поэта, резко критикующего вельмож. И в оде «Фелице», то есть императрице, Ломоносов высказал свое пожелание соблюдать законы, как и ее подданные.

В обличительной оде «Властителям и судиям» Державин рисует свой идеал государственного деятеля:

Ваш долг есть: сохранять законы,

На лица сильных не взирать,

Без помощи, без обороны

Сирот и вдов не оставлять.

Ваш долг: спасать от бед невинных,

Несчастливым подать покров;

От сильных защищать бессильных,

Исторгнуть бедных из оков.

Не только современников, но и нас поражают прямота и смелость Державина, служившего при трех монархах: Екатерине II, Павле I и Александре I.

Чтение. Учебник, I ч., с. 69, 1-й абз.

3. Работа по учебнику (с. 69, I ч.).

– Почему все самодержцы отказывались от его службы?

На этот вопрос ответ мы получим, прочитав стихотворение «Признание» (с. 69). (Поэт был искренним, не умел притворяться, лицемерить, казаться лучше, чем он есть, и умнее. Любил «чистосердечье» – правду, ценил и уважал людей за ум и доброе сердце. Если блистал делами, стихами, то не кичился этим, все это было дано ему Богом. Если поэт хвалил царей в своих стихах, то это было искренне, притворяться он не умел, а цари ему действительно казались богам равны. Поэт признается, что хвалу за громкие победы пел вождям-полководцам, чтобы их дети, их потомки были такими же великими. Не скрывал поэт, что правду, горькую правду говорил («брякнуть») вельможам, потому что он друг отчизне, царю и им самим. Признается в своих недостатках: проводил время в свете, в суете, любил женщин, слагал о них песни. В жизни поэта было все: и взлеты, и падения. Заканчивается стихотворение строчками, что если читатель – человек, то не упрекнет поэта ни за что, поэт уверен, что осудить его не за что.)

– Почему самодержцы отказывались от службы самого умного, самого честного и добросовестного человека? (Да, гордость, чувство собственного достоинства были главными в его характере. Державин поясняет, в чем его заслуги перед «родом славян» и отечественной литературой:

первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о Боге

И истину царям с улыбкой говорить.

(«Памятник».)

Заслугой Державина является и сближение литературного языка с разговорным языком, он смешивал в своих стихах «высокое» и «низкое». Поэт сделал русский слог «забавным», то есть веселым, простым, острым.

Задание: найти в стихотворении «Признание» «высокое» и «низкое» (Ода – и «брякнуть», «мнил», «суета»).

Посмел поэт в условиях самодержавия мечтать и о свободе. Эта мечта вылилась всего в четыре строки.

4. Чтение стихотворения «На птичку».

– Над чем заставляет задуматься это четверостишие? (Свобода выбора помогает раскрыться человеческим способностям и исполнять свое дело с радостью и искусно.)

5. Чтение учителем стихотворения «Река времен…», написанного за несколько дней до смерти.

– О чем размышляет автор в I строфе? (Время стремительно в своем движении, оно уносит людей, их дела; все исчезает с лица земли и из памяти: народы, цари, царства.)

– Кому же дано бессмертие? (Бессмертно то, что прошло «чрез звуки лиры» (лира – лирика – поэзия) и трубы». Бессмертно, по мысли Державина, творчество, музыка, если они созвучны мыслям и душе потомков.)

В стихотворении «Памятник» (1795 г.) Г. Р. Державин писал:

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь славянов род Вселенна будет чтить.

6. Заключительное слово учителя.

Вывод. Поэт был прав. Память о нем жива, потому что он содействовал распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, проповедовал истину и справедливость, обличал зло, смело вводил в поэтическую речь слова, понятные народу, и придал русскому стиху живость и естественность. Этот поэтический язык Державин назвал «забавным русским слогом» (в стихотворении «Памятник»).

IV. Подведение итогов урока.

– Назовите художественные открытия поэта.

Домашнее задание: подготовить небольшое сообщение о Г. Р. Державине и выразительное чтение одного из стихотворений; прочитать поэму А. С. Пушкина «Полтава».

Индивидуальное задание: подготовить рассказ о Пушкине-лицеисте.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь