Цели: ознакомить с существенными признаками имени прилагательного как части речи; развивать умение распознавать имена прилагательные в тексте, находить имя существительное, к которому относится прилагательное.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Назовите однокоренные слова. Расскажите, как вы разобрали их по составу.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: з..лёный, рож.., реч.., ст..на, плач.., б..льница.
– Распределите данные слова на группы в зависимости от орфограмм. Сколько групп у вас получилось? (Две группы. Первая группа – слова с проверяемыми безударными гласными в корне: зелёный – зйлень, стена – стйнка, больница – боль. Вторая группа – существительные с шипящими на конце, которые пишутся с мягким знаком и без него.)
– Какое слово лишнее в каждой группе? (В первой группе лишнее слово – зелёный – это прилагательное, остальные слова – имена существительные. Во второй группе лишнее слово – плач, оно мужского рода, пишется без мягкого знака, остальные слова – женского рода, пишутся с мягким знаком на конце.)
– Найдите в лишних словах буквы, которые обозначают твердые согласные звуки, и составьте из них цепочку букв. (Зелёный – н, плач – п, л.)
нпл ннпл пплн ллнп нннпл …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.
IV. Наблюдение над ролью прилагательных в нашем языке.
1. Игра «Узнай, кто это или что это».
– Отгадайте загадки:
Стоят в поле сестрички:
Желтый глазок, белые реснички.
(Ромашка.)
– Что позволило вам ярко представить предмет?
Стоит Алёна,
Платок зелёный,
Тонкий стан,
Белый сарафан.
(Берёза.)
– Какие слова помогли вам отгадать загадку?
Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей,
И питается он листьями –
Листьями деревьев.
(Жираф.)
– Что позволило вам ярко представить предмет?
– Какая часть речи часто употребляется при описании предмета?
Если ребята затрудняются назвать прилагательное, учитель читает эти загадки, убрав прилагательные.
2. Беседа с учащимися:
– Какой вопрос вам приготовил сегодня Почемучка?
– Что вы ему ответите?
3. Чтение правила, с. 47.
4. Работа над упражнением 468.
V. Упражнение в распознавании имен прилагательных в тексте.
1. Работа над упражнением 469.
– Как отличить прилагательное от других частей речи? (Нужно поставить вопрос и узнать, что оно обозначает.)
– В каждом предложении подчеркните имя прилагательное волнистой линией и найдите слово, с которым оно связано.
– С какой частью речи связано прилагательное? Почему?
2. Работа над загадкой. (упр. 470.)
VI. Итог урока.
– Что такое имя прилагательное?
– Что оно обозначает?
– На какие вопросы отвечает?
– С какой частью речи связано?
– Каким членом предложения чаще всего бывает?
Домашнее задание. Упражнение 471.