Цель урока: 1) Сформировать знания об общих чертах природных условий материков северного полушария; 2) Развивать умение работать с картой;
3) Воспитывать интерес к предмету.
Метод обучения: словесный
Форма организации: коллективная
Тип урока: комбинированный
Вид урока: проблемное обучение
Оборудование: 1. Физическая карта мира.
I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II.Проверка домашнего задания.
Географическая зональность (компоненты; изменяются от экватору к полюсам из-за неравномерности распределения тепла и света; название природных зон соответствует растительности)
Зональность в океане (нет явных границ как на суше; прибрежные, придонные, поверхностные)
Широтная зональность (смена природных зон от экватора к полюсам; зависит от географической широты, т. е. от высоты солнца над горизонтом; является основной закономерностью географической оболочки)
Высотные пояса (смена природных зон от подножия гор к вершинам; сменяются быстрее, чем равнинные; нижняя часть соответствует той природной зоне, в которой находятся горы; природные зоны зависят от конфигурации материка, истории развития, рельефа, климата)
III.Всесторонняя проверка знаний.
1. Водные объекты на географических картах обозначены каким цветом? (синим)
2. Почва плодородная в (степи)
3. Наибольшие летние суточные амплитуды температуры наблюдаются (пустыне)
4. Антропогенный природный комплекс – это (пруды и парки)
5. Суровую природу Антарктиды стало возможным изучать в последние (44года)
6.Какое море бассейна Северного Ледовитого океана почти не замерзает в зимний период? (Баренцево)
7. Биосфера – это (часть географической оболочки, заселённая и изменённая организмами)
8. Укажите страну Европы (Франция)
А) Китай В) Бразилия С) Франция Д) Канада Е) Египет
9. Часть земной поверхности, которая видна нам видна вокруг нас на открытом уровне пространства (горизонт)
10. Физическая карта мира по охвату территории относится к группе (мировых карт)
11. Остров Мадагаскар отделён от материка проливом (Мозамбикским)
12. Граница тропосферы над экватором располагается на высоте… км (18)
IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Есть ли схожесть береговых линий материков? О чем это свидетельствует?
V.Объяснение новой темы.
1. Образование материков (появились примерно 180-200 млн. лет назад – Лавразия и Гондвана; Пангея)
2. Географическое положение северных материков (между Арктикой и экватором, большое влияние Северного Ледовитого океана; Евразия имеет большую протяженность с запада на восток, южная часть – до южного субэкваториального пояса; Северная Америка смещена к северному полюсу, к югу сужается)
3. Рельеф (сложный, особенно в Евразии занимают равнины, в основном на севере материков; Северная Америка из одной платформы, Евразия – из нескольких; горы на окраинах; Кордильеры
4. Ледниковый покров (материковое оледенение отступило 10-15 тыс. лет назад; на севере фьорды; толщина ледника достигала 3000м толщины и до 40° с. ш.; мамонты, туры, шерстистые носороги вымерли)
5. Климат и природные зоны (на севере большое сходство, которое уменьшается к югу; растения секвойя, болотный кипарис, кактус, алоэ – не растут в Евразии, но зато есть тигры, джейраны, антилопы, яки)
VI.Усвоение новой темы.
1.Основная причина разнообразности природных зон в Евразии (большая площадь материка)
2. В каком климате круглый год господствует сухой и холодный воздух, постоянные низкие температуры, а зимой сильные морозы? (арктическом)
3. Самый большой по площади климатический пояс Евразии (умеренный)
VII.Домашнее задание. § 13, стр.59-60, таблица «Сходства и различия материков северного полушария»:
Компоненты природы |
Сходство |
Различие |
Географическое положение |
||
Рельеф |
||
Ледниковый покров |
||
Климат |
||
Природные зоны |
VIII.Итог урока. Комментирование оценок.
Вывод: В природе северных материков есть много сложных признаков. Это объясняется общностью истории формирования земной коры, длительным развитием природы, сходством географического положения