Урок 12. Природные ресурсы России, их хозяйственная оценка

0
732
физика

Цели: Закрепить понятие «природные ресурсы», познакомить с классификацией природных ресурсов и их хозяйственной оценкой. Дать определение понятию «ре- сурсоемкость». Выявить проблемы использования природных ресурсов.

Оборудование: Физическая карта России, карта полезных ископаемых, карты своей местности. Статистический материал.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

Фронтальная беседа:

Назовите основные виды воздействия человека на природу.

Какие изменения в окружающей среде происходят под влиянием челове­ческой деятельности?

Что такое экологическая ситуация? Какова она в вашей местности? Опре­делите ее параметры. (Используйте табл. 1 с. 38, уч. А.)

Что влияет на возникновение экологических ситуаций в регионе?

Может ли человек избежать отрицательных последствий экологических ситуаций? Докажите.

Каковы условия устойчивого развития общества?

Объясните слова известного эколога Н. Н. Моисеева, что «экологические проблемы возникли из-за «кризиса личности».

Изучение нового материала

Что нам предстоит узнать на уроке? Сегодня мы познакомимся с классифика­цией природных ресурсов и их хозяйственной оценкой. Оценим обеспеченность ресурсами нашей Родины.


Запись в тетрадь

Природные ресурсы – это часть природы, которую человек использует в хозяйст­венной деятельности на данном этапе развития общества.

Вопросы к классу:

Б чем различие между природными условиями и природными ресурсами? Все­гда ли можно провести четкую границу между этими понятиями? (Без при­родных ресурсов невозможно развитие хозяйства страны. Если своих ресур­сов экономике страны не хватает, то она вынуждена покупать их, т. е. им­портировать.)

Что такое воздух атмосферы? (Это природное условие, но это и природный ре­сурс для химической промышленности, использующей азот воздуха для произ­водства азотных удобрений.)

Используя текст учебника (уч. А., с. 40), составьте схему классификации ре­сурсов по характеру использования.

Наличие в районе природных ресурсов важное условие формирования промыш­ленности или сельского хозяйства. Россия обладает огромными запасами природных ресурсов. На 200-300 лет Россия обеспечена запасами угля, железной руды, калий­ных солей и фосфорного сырья. Богата Россия и лесными, водными ресурсами, запа­сами газа и нефти.

Природные ресурсы классифицируются и по принципу исчерпаемости.

Рассмотрим таблицу 2 на с. 41. и проанализируем ее с определением возможно­сти рационального использования ресурсов.

Примерный вариант анализа:

Самые уязвимые исчерпаемые и невозобновимые ресурсы – это минеральные ресурсы или полезные ископаемые. Они постоянно истощаются. Так, например, истощились запасы железной руды на Урале.

Невозобновимые ресурсы должны использоваться особенно экономно. Рацио­нальное их использование предполагает комплексное использование полезного ис­


копаемого. Например, из медной руды можно получить более десятка ценных эле­ментов, а не только медь.

Возобновимые ресурсы должны использоваться экономно при восстановлении их и при соблюдении лимита добычи. Например: при заготовке леса необходимо ос­тавлять молодой лес, вырубать в таком объеме, чтобы возможно было его естествен­ное восстановление и дополнительно заниматься лесовосстановительными работами.

Еще один путь экономии полезных ископаемых – это использование вторичного сырья (металлолома), а также улучшение качеств металла (защита от коррозии и пр.).

Почву можно использовать бесконечно долго и повышать при этом ее плодо­родие, если свести мелиоративные работы.

Закрепление

Что такое мелиорация? (Мероприятия, повышающие плодородие почвы. Они включают агротехнические мероприятия, борьбу с эрозией почвы, осушение и орошение почвы.)

Как можно использовать рыбные, охотничьи ресурсы без истощения их запа­сов? (Рыбоводство, запрет лова рыбы во время нереста, запрет лова особо ценных редких видов рыб (осетровых), борьба с браконьерством, создание охотничьих заказников и др.)

Какие ресурсы можно использовать в неограниченных масштабах? (Неисчер­паемые ресурсы. Например, солнечная энергия, ветры, атмосфера и т. д.)

Почему запрещено строительство «грязных» производств в западной части Москвы? (Изменится качество воздуха, т. к. при западном переносе ветров в Москву будет поступать грязный воздух, ухудшая здоровье москвичей.)

В Сибири имеются огромные запасы угля (Тунгусский бассейн), но добыча его

не ведется! Почему? (В Сибири мало населения, уголь там не нужен. Добы­вать его некому, дорог для вывоза нет, да и затраты на транспортировку будут огромны.)

Итак, ребята, представьте, что вы обнаружили месторождение угля. Значит ли это, что месторождение сразу должно осваиваться? (Нет.) Проводится его хозяйст­венная оценка. Она включает изучение следующих вопросов:

Нужен ли данный ресурс хозяйству региона, т. е. оценивается потребность в ресурсе.

Географическое положение (удаленность от транспортных путей, освоенность территории).

Величина и качество ресурса. Если месторождение не имеет небольшие запа­сы и низкое качество полезного ископаемого, то добыча не будет экономически оп­равдана.

Определяется экономическая эффективность их освоения:

а) объем капиталовложений;

б) себестоимость добычи (она резко возрастает при разработке месторожде­ний на Севере и глубоко залегающих в земной коре);

в) срок окупаемости и пр.

Иногда полезные ископаемые образуют территориальные сочетания, при этом дополняющие друг друга, например, уголь Кузбасса залегает рядом с месторожде­нием железной руды Горной Тории. Но такое расположение бывает редко, чаще залегание сырья (руды) и топлива разделяют сотни, а то и тысячи километров.

Работа с картой:

Посмотрите на карту (физическая, полезных ископаемых, плотность населения).


В какой части России живет большая часть населения, а где расположены основные месторождения угля, нефти, газа, запасы лесных ресурсов? (Население живет в запад­ной европейской части России, а ресурсы расположены в восточной части страны. Следовательно, увеличиваются затраты на транспортировку ресурсов.)

Ресурсы в европейской части значительно истощены, поэтому требуется особо экономное их использование. Богатство страны природными ресурсами позволяет:

обеспечить экономику (промышленность) собственными ресурсами, а не тра­тить валюту на их ввоз;

получать валюту за счет экспорта ресурсов.

Задание:

Посмотрите на таблицу 3, (с. 44, уч. А.). Сравните использование лесных ре­сурсов в США и в России.

Вариант ответа: В США более глубокая переработка древесины. Из 1000 м3 дре­весины получают в 10 раз больше фанеры, в 5 раз больше целлюлозы, в 5 раз больше бумаги, в 8 раз больше картона.

Вывод: Использование древесины в США более экономное, чем в России.

Дискуссия

Ученикам предлагаются вопросы для дискуссии. Их можно записать заранее на доске или на карточках. Выскажите ваше мнение:

Богатство России природными ресурсами – это благо или зло?

Россия богата природными ресурсами, которые активно добываются. Экспор­теры нефти (Катар, Евразия, Кувейт, ОАЭ) богаты. Они имеют очень высокие дохо­ды на душу. Стоит ли России еще активнее заняться добычей и экспортом ресурсов, накапливая богатства?

Согласны ли вы со словами великого русского ученого Д. И. Менделеева: «Откуда происходит наша бедность – это совершенно ясно: от занятий преиму­щественно первичными промыслами». Аргументируйте свой ответ.

Обязательно ли должна Россия обеспечивать себя всеми видами природных ре­сурсов? Может быть, некоторые виды дешевле купить, как это делают США, Япония?

Домашнее задание

По уч. А.:§ 10; По уч. Д.: §14.

Составить 5-7 вопросов, подготовить ответы на свои вопросы.