Урок 12. Оповещение и эвакуация населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера

0
715
география

Цели урока. Познакомить учащихся с организацией опо­вещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Познакомить учащихся с одной из основных мер по экстренной защите населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций — эвакуацией населения. Сформировать у них убеждение в необходимости готовиться к эвакуации заблаговременно.

Изучаемые вопросы

Федеральная автоматизированная система централизо­ванного оповещения.

Региональные и территориальные автоматизированные системы централизованного оповещения.

Локальная система оповещения.

Эвакуация.

Особенности организации эвакуации.

Размещение эвакуированного населения.

Изложение учебного материала

1. Во вступительной части урока подчеркнуть значимость своевременного оповещения и информирования при угрозе возникновения крупных производственных аварий и катастроф, особенно в районах размещения потенциально опасных объектов (атомные станции, химические предприятия, гидролиз).

Система оповещения населения в чрезвычайных, ситуациях входит в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения обеспечивается с помощью автоматизированных систем цен­трализованного оповещения. В настоящее время в стране дей­ствует 1 федеральная, 6 региональных и 88 территориальных систем централизованного оповещения.

2. Во второй части урока можно дать краткую характеристику федеральной системы оповещения, а также региональных и территориальных систем оповещения.

На территории всех субъектов Российской Федерации соз­даны территориальные системы централизованного оповеще­ния, которые находятся на постоянном дежурстве и обеспечи­вают оповещение более 90% населения за 30 мин. Для оповещения задействованы электросирены, проводное веща­ние, радио- и телевещание. При этом до 80% населения страны может быть оповещено менее чем за 5 мин.

3. Кроме централизованной системы оповещения, в рай­онах размещения потенциально опасных объектов (атомных станций, гидроузлов, химических и взрыво- и пожароопасных объектов) создаются локальные системы оповещения, которые являются частью территориальных систем. В настоящее время действует 568 локальных систем оповещения.

В заключение урока необходимо отметить, что в целом су­ществующие системы централизованного оповещения обеспе­чивают своевременное доведение сигналов и информации оповещения при возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций до органов управления ГОЧС и насе­ления.

4. Начать изложение материла можно с определения понятия «эвакуация населения». Далее отметить задачи местных органов исполнительной власти в случае необходимости эвакуации населения.

Эвакуация часто осуществляется в комплексе с другими мероприятиями: укрытием людей в защитных сооружениях, использованием средств индивидуальной защиты, проведением медицинской профилактики и противорадиационных, противопожарных и инженерных работ.

5. Рассмотреть особенности организации и проведения эвакуации, которые определяются источником возникновения чрезвычайной ситуации, поражающими факторами, численностью эвакуируемого населения, временем и срочностью выполнения эвакомероприятий. Кроме того, организация эвакуации зависит от таких факторов, как вид опасности, способ эвакуации, удаленность безопасного района, длительность проведения, время начала проведения.

Виды опасности: химическое, радиоактивное заражение (загрязнение), разрушения и катастрофическое затопление.

Способ эвакуации: транспортом, пешим порядком и комби­нированным способом.

Удаленность безопасного района: в пределах города, населенного пункта, района (локальная эвакуация); в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования (местная); в границах федерального округа, который объединя­ет несколько субъектов РФ (региональная); в пределах Россий­ской Федерации (государственная).

Длительность проведения: временная, с возвращением на постоянное место жительства в течение нескольких суток, среднесрочная — до одного месяца; продолжительная — более одного месяца.

Время начала проведения: упреждающая (заблаговремен­ная) эвакуация; экстренная (безотлагательная) эвакуация.

6. Вначале отметить, что решение о необходимости прове­дения эвакуации населения принимают руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых возможно возникновение чрезвычайной ситуации. Они же несут ответственность за реальность ее планирования, качество организации и осуществление эвакуационных мероприятий.

Размещение эвакуированного населения производится в безопасных районах до особого распоряжения в зависимости от обстановки. Для кратковременного размещения предусматри­вается использование зданий и помещений общественных учре­ждений и заведений (клубов, пансионатов, домов отдыха, тури­стических баз). В летнее время возможно кратковременное размещение эвакуированного населения в палаточных городках.

В заключение урока необходимо отметить, что каждый человек, живущий в зоне повышенной опасности, в определен­ной степени должен быть готов к эвакуации.

Контрольные вопросы

Какое значение для безопасности населения имеет свое­временное его оповещение и информирование о возникнове­нии чрезвычайной ситуации?

Как организована автоматизированная система опове­щения о возникновении чрезвычайной ситуации населения в нашей стране?

В каких районах и для каких целей создаются локальные системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях?

Какими способами осуществляется оповещение населе­ния о возникновении чрезвычайной ситуации?

Когда и для каких целей проводится эвакуация населе­ния из зоны чрезвычайной ситуации?

Какие существуют виды эвакуации?

В каких случаях проводится экстренная эвакуация? Пе­речислите ее особенности.

Кто принимает решение на проведение эвакуации насе­ления из района чрезвычайной ситуации?

Как подготовиться на случай возникновения необходи­мости эвакуироваться из района проживания?

Домашнее задание

Изучите § 6.1, 6.2 учебника.