Цели урока: сформировать понятия о строении и функциях нервной системы, нервной ткани, нейтронах; развивать умения работать с учебником, составлять схемы, проводить самонаблюдения.
Оборудование: таблица «Строение нервной системы», «Строение нервной ткани».
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Карточка № 1
Работа каких регулирующих систем поддерживает относительное постоянство внутренней среды?
Какое это имеет значение для деятельности организма?
Карточка № 2
Объясните, почему нервная регуляция осуществляется быстрее, чем гуморальная; каковы специфические особенности: а) нервной; б) гуморальной регуляции.
Карточка № 3
Как регулируется деятельность организма человека с помощью нервной и эндокринной систем органов?
Карточка № 4
Объясните значение терминов: гомеостаз, гомеостатические реакции, регуляция, нервно-гуморальная регуляция, саморегуляция.
Фронтальная работа по домашнему заданию. (Учащиеся на собственных примерах показывают действие процессов саморегуляции; идет обсуждение.)
Актуализация опорных знаний
На доске вывешивается таблица «Нервная система».
Учитель предлагает записать все ассоциации, которые возникают при упоминании этих слов.
Сначала учащиеся работают индивидуально (1-2 мин), потом обсуждают в паре, далее в четверке. Делают общий список ассоциаций и составляют с их использованием рассказ о нервной системе.
В ходе беседы подчеркивается, что нервная система сложно организована и высоко специализирована, ее основной структурной единицей является нервная клетка
нейрон. Главное свойство нервной ткани — возбудимость, т. е. способность в ответ на раздражение формировать процесс возбуждения. Возбуждение лежит в основе механизмов работы нервной системы. Нервная система связывает функционально в единое целое все клетки, ткани и органы человеческого организма; играет ведущую роль в регуляции жизнедеятельности, обеспечивая взаимодействие организма со средой.
Учащиеся дают определение нервной системе и заполняют в тетради первый блок в схеме «Строение и функции нервной системы»
Таблица. Строение и функции нервной системы
|
Изучение новой темы
Учитель указывает на то, что в теме «Нервная система» будут найдены ответы на следующие вопросы:
Как достигается согласованность работы разных органов?
Как строение нервной системы обеспечивает функцию объединения органов для совместной работы?
Как согласуется, например, работа мышц с деятельностью внутренних органов?
Какую роль играют органы чувств и нервная система в связи организма с внешней средой?
(Можно дать возможность учащимся самим сформулировать интересующие их вопросы.)
На следующем этапе урока формулируются Цели урока, решение которых позволит ответить на все поставленные вопросы. Исходя из этого, обозначаются названия блоков схемы.
Значение нервной системы
Самостоятельная работа. Организуется поисковая беседа, в ходе которой выясняется значение нервной системы в жизни человека.
При наличии учебника организуется работа по § 43 (Уч. К..; Уч. Б.,§ 7; Уч. Д. § 46).
Задание. Прочитайте текст в учебнике, с. 220-221 (Уч. К.). Напротив каждого абзаца сделайте пометку карандашом:
«V» – знакомая информация;
«t» – новая информация;
«—»- думал иначе;
«?» – непонятно. Если непонятно, то задай вопрос учителю.
(После выполнения работы сотрите пометки)
Определите, какое значение в жизни человека имеет нервная система.
После обсуждения оформляется второй блок схемы.
Материал закрепляется работой по вопросам после § 43.
На следующем этапе урока идет знакомство с основными терминами темы.
Рассказ учителя с использованием таблицы «Строение нервной ткани», рис. 8, .. 14 (Уч. Б.), рис. 16, с. 38 (Уч. К.), рис. 10, с. 23 (Уч.Д.). На столах у учащихся краткий словарь терминов по теме «Нервная система» (см. приложение).
Л Нервная ткань. В состав нервной ткани входят высокоспециализированные нервные клетки, названные нейронами, и клетки нейроглии (заполняют пространство между нейронами и окружающими их капиллярами, участвуют в метаболизме нейронов).
/о Нейрон – это основная структурная и функциональная единица нервной сис-
смы. Нейроном называют нервную клетку с отростками. В нем различают тело клетки, один длинный, мало ветвящийся отросток – аксон и много (от 1 до 1000) коротких, сильно ветвящихся отростков – дендритов. Длина аксона достигает метра м более, а длина дендрита может достигать 300 мкм. Нейроны очень разнообразны по форме и количеству отростков.
Самыми длинными аксонами обладают клетки, получающие информацию in органов чувств и передающие ее в центральную нервную систему. Аксон такого нейрона может тянуться от тела клетки, расположенного вблизи спинного мозга, на расстояние около метра, например к пальцу на ноге. Отростки нейронов, целиком нежащих в центральной нервной системе, обычно короче.
Длинные отростки часто покрыты оболочкой из жироподобного вещества белого цвета – миелиновой оболочкой. Их скопления в центральной нервной системе обра- |уют белое вещество. Короткие отростки и тела нейронов не имеют такой оболочки. Их скопления образуют серое вещество.
Тело нервной клетки покрыто сложно устроенной мембраной и содержит органоиды, свойственные любой другой клетке: в цитоплазме находится ядро с одним или несколькими ядрышками, митохондрии, рибосомы, аппарат Гольджи, эндоплазма- гическая сеть и др.
Характерной особенностью строения нервной клетки является наличие большого количества рибосом. С рибосомами в нервных клетках связывают высокий уровень обмена веществ – синтез белка.
Нейроны различают по строению и функции. По функциональным свойствам выделяют чувствительные (или центростремительные) нейроны, несущие возбуждение от рецепторов – нервных окончаний в центральную нервную систему, двиси ельные (или центробежные), передающие возбуждение из центральной нервной системы к иннервируемому органу, и вставочные, контактные или промежуточные нейроны, соединяющие между собой чувствительные и двигательные пути. Тела и отростки этих нейронов не выходят за пределы центральной нервной системы.
Скопления тел нервных клеток за пределами центральной нервной системы на- п>|вают нервными узлами, или ганглиями.
л Нейроглии располагаются между нейронами и составляет межклеточное вещество нервной ткани.
В организме возбуждение проводится по нервам, в состав которых входит большое количество различных по строению и функции нервных волокон. Каждый пучок нервных волокон окружен соединительнотканной оболочкой. Весь нерв покрыт общей оболочкой. По каждому нервному волокну нерва импульс распространяется изолированно не переходя на другие волокна. Различают чувствительные (центростремительные), двигательные (центробежные) и смешанные нервы. Обычно нерв состоит из 103-104 волокон, однако у человека в зрительном нерве их свыше 1 млн. Питают их кровеносные сосуды, находящиеся в нерве.
От головного мозга отходят черепно-мозговые нервы, а от спинного мозга – спинно-мозговые.