Урок 12. Международное гуманитарное право

0
349
познание мира

Цели: подвести учащихся к пониманию значения между­народных договоренностей о защите прав человека, особенно в условиях военных конфликтов; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, де­лать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока; способствовать воспитанию у учащихся понимания необходимости предотвращения развитию военных конфликтов, патриотизма, готовности отстаивать интересы сво­ей страны.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (международное гуманитарное право, жертвы войны, воо­руженный конфликт, военные преступления), домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Всеобщая декларация прав человека»

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 20, 21

КАРТОЧКА № 20

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– Какие международные документы о правах человека созданы че­ловечеством?

2. Для этого подумайте над вопросами:

– Почему проблема прав человека волнует все современное чело­вечество?

– Какие всемирные документы принято считать основными, главными?

– Что такое Международная хартия прав человека?

– Какие документы о правах человека составляют группу договоров?

– Что такое международное гуманитарное право?

– Почему Всеобщая декларация прав человека является основопо­лагающим документом для большинства стран мира?

3. Сделайте вывод.

КАРТОЧКА № 21

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– Какие права человека провозглашены во Всеобщей декларации прав человека?

2. Для этого подумайте над вопросами:

– Что мы считаем идеалом современного права?

– Что находится в центре внимания Декларации прав человека?

– Какую классификацию прав человека разработали ученые?

– Что значит «ограждающее» право?

– Почему важно гарантировать свободную активность самого че­ловека?

– Почему государство и общество должны заботиться о человеке?

– Можно ли разделить права и обязанности человека в международ­ных правовых документах? Конституции РФ?

3. Сделайте вывод.

2. Работа с классом (на выбор учителя)

ВАРИАНТА

Проверка выполнения домашнего задания в тетради.

ВАРИАНТ Б

– Составьте группы прав человека из приведенного ниже пе­речня: право на жизнь, право избирать и быть избранным, право на достойную оплату труда, право на вступление в различные союзы и ассоциации, право на отдых, пра­во на участие в митингах и собраниях, право на частную собственность, право на образование, право на свободу слова, право на участие в культурной жизни общества, право на труд, право на безопасные условия труда, право на медицинское обслуживание, право на занятия научной деятельностью, право на наследство, право на социальное обеспечение, право на выбор профессии, право на граж­данство.

Граждан­

ские

Политиче­

ские

Экономиче­

ские

Социальные

Культурные

Право на жизнь, на частную собст­венность, на свободу слова, на на­следство…

Право изби­рать и быть избранным, на всту­пление в различные союзы и ас­социации, на участие в митингах и собраниях, на граждан­ство. ..

Право на достой­ную оплату труда, право на труд, пра­во на безо­пасные ус­ловия труда, на выбор профес­сии…

Право на от­дых, право на образова­ние, на ме­дицинское обслужива­ние, на со­циальное обеспече­ние…

Право на участие в культурной жизни обще­ства, право на занятия научной деятельно­стью…

ВАРИАНТ В

Фронтальный опрос класса

Что такое декларация? (В международном праветорже­ственный акт, формулирующий согласованные сторонами общие принципы и цели, не имеющий обязательной силы.)

– Когда была принята Всеобщая декларация прав человека? (.В 1948 г.)

– Какие права человека принято называть правами первого поколения? (Гражданские и политические.)

– Какие права человека называют правами второго поколения? (Социальные, экономические и культурные.)

Что такое конвенция? (Международный договор обяза­тельств, которые соблюдаются подписавшими ее госу­дарствами.)

Какие документы входят в международный пакт о правах человека? (Международный пакт об экономических, со­циальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах (с факультативньш протоколом).)

3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам ЛГ» 20 и 21, отзывы одноклассников

III. Изучение новой темы

Задача для учащихся: определить роль ООН в современном мире и значение международного гуманитарного права в урегули­ровании военных конфликтов.

1. Работа по учебнику

Прочитать текст § 37 учебника 1 (с. 233-237) или § 5 учебни­ка 2.

Задание для учащихся: самостоятельно составить план па­раграфа. Объяснить незнакомые термины и понятия, используя словарь в конце учебника.

Вариант плана:

1. Последствия военных конфликтов.

2. Нормы международного гуманитарного права.

3. Особенности и значение международного гуманитарного права.

2. Самостоятельная работа учащихся с текстами дополни­тельного материала

Задание для учащихся: выяснить, какую структуру имеет Ор­ганизация Объединенных Наций? Какие нормы международного гуманитарного права нарушались в Великой Отечественной войне? Какую роль играет в соблюдении норм международного гуманитар­ного права играет деятельность Международного Красного Креста и Красного Полумесяца?

3. Беседа по тексту документов

– Какие права человека нарушались фашистскими войсками в годы Великой Отечественной войны?

– Чем мотивировались эти нарушения?

– Почему возникла идея создания организации Международ­ного Красного Креста?

– Что такое международное гуманитарное право?

– Каковы основные направления дея

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь