Ц е л ь: познакомить с особенностями глаголов в начальной форме.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Встречать, варить, кормить, сорить, вязать, мирить, просить, слабеть, тащить, звонить, шептать, держать, тянуть, катать.
– Выделите корень, подчеркните безударную гласную в корне, устно докажите ее правописание.
II. Формирование новых знаний.
– На какие вопросы отвечают эти глаголы?
– Определите время и число. Почему этого нельзя сделать?
– По каким признакам можно узнать неопределенную форму глагола?
– Приведите примеры глаголов в неопределенной форме.
1. П р о ч и т а й т е п р а в и л ь н о.
Выделенные слова замените глаголами в неопределенной форме.
Хорошо был рыбаком
Или строил новый дом,
Капитаном в море плыл,
Пастухом в колхозе был,
Хорошо больных лечил,
Хорошо детей учил.
2. Н а б л ю д е н и е за глаголами неопределенной формы в тексте.
В ы п о л н е н и е упражнений 14 и 15 на с. 58 по заданию учебника.
– Всегда ли в глаголах неопределенной формы есть суффикс -ть или -ти?
– Прочтите сведения о языке на с. 58.
– Что нового для себя узнали?
– Прочтите правило в красной рамке.
– Какие части слова не входят в основу слова?
– Используйте эти знания при выполнении упражнения 16 (на доске).
– Составьте алгоритм разбора глагола по составу (морфемам).
АЛГОРИТМ
РАЗБОРА ГЛАГОЛА ПО СОСТАВУ
1. Определить форму глагола (инфинитив, время).
2. Выделить суффикс неопределенной формы.
3. Выделить основу.
4. Выделить корень слова.
5. Выделить глагольный суффикс.
6. Выделить другие части слова (если есть).
Учитель вывешивает схему-алгоритм.
III. Закрепление.
В ы п о л н е н и е упражнения 18 по заданию учебника, на доске, с комментированием.
IV. Самостоятельная работа.
Учащиеся самостоятельно выполняют упражнение 19 на с. 60.
V. Итог урока.
– В какой форме у глаголов есть суффиксы -ть, -ти?
– Расскажите алгоритм морфемного разбора глаголов неопределенной формы.
Домашнее задание: упражнение 20, с. 61.