Урок 11 Тема: «Родительский дом – источник любви»

0
6
текстуры

Цель урока: формировать у учащихся любовь и уважительное отношение к родител ьскому дому , к своим близким и родным; закрепить у детей чувство восприятия родительского дома как источника любви и опоры; развивать умение рассказывать и рассуждать.

Методы: беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой, упражнение, практическая работа, ролевая игра.

Ресурсы : хрестоматия, тетрадь «Моя помощница», карточки с описанием проблемных ситуаций.

Побеседуем

– Добрый день, ребята! Сегодня мы поговорим о родительском доме. Но сначала мне бы хотелось узнать ваше мнение:

– Что такое «дом»? Как вы понимаете значение этого слова?

– Какой дом называют «родительским»?

Ответы детей.

Дом – это самое лучшее, надежное место для человека, где он живет со своими близкими и родными и где находит тепло, уют, заботу и любовь. Родительский дом для меня – это дом, основателями которого являются родители. Говорят, что «родительский дом – начало начал».

Круг радости

– Давайте встанем в круг радости, возьмемся за руки и подумаем о родительском доме. Продолжите фразу: «Родительский дом – это …».

Желательно, чтобы каждый ребенок принял участие в завершении этой фразы.

Побеседуем

– Глядя на вас, мне очень хочется услышать от вас о ваших мамах и папах, родных и близких, которые воспитали вас такими красивыми и хорошими детьми.

Желательно, чтобы каждый ребенок высказался.

– Расскажите о своих родителях. Кто они? Чем занимаются?

– Какие чувства вы испытываете к своим родителям, родным и близким?

– Хотите ли вы стать похожими на них? А почему?

– Какие качества в своем отце вы цените больше всего?

– А какие качества вам особенно нравятся в вашей маме?

– Какими ласковыми и нежными словами вы называете своих родителей?

Как вы выражаете свою любовь, нежность, уважение к родителям? А они к вам?

Размышления детей.

– Для каждого человека его родители, родные и близкие – самые лучшие, добрые, красивые, умные, заботливые, самые любимые и любящие. Мама для ребенка – добрая фея, а отец – добрый волшебник. Как сказочные герои, папа и мама стремятся все отношения в семье построить на любви, добре, справедливости, согласии, мире.

Для каждого из вас, дети, ваши родители, действительно, самые лучшие. Потому что вы их очень любите. И они также очень любят вас, своих детей. Понаблюдайте, и вы заметите, что только родители могут терпеть и прощать все ваши шалости, капризы. У ваших родителей есть особое качество – они умеют любить, понимать своих детей, помогать им в трудную минуту. Родительский дом, семья держатся на согласии, взаимопомощи, любви, поддержке.

Почитаем

Л. Евдокимов. «Дом»

Здесь дом, в котором я живу.

И для меня он лучший самый.

Здесь и во сне, и наяву

Я слышу добрый голос мамы.

Здесь вечерами папа мне,

Когда смолкают птицы в гнездах,

Рассказывают о луне,

Ракетах, спутниках и звездах.

Здесь и сестра моя, и брат,

Хоть иногда я ссорюсь с ними.

Но чаще поделиться рад

Игрой и книжками своими.

Здесь в мире мы за годом год

Живем друг другу помогая.

И вместе с нами здесь живет

История родного края.

– Как вы поняли, в чем незабываемая прелесть родительского дома?

Ответы детей.

Упражнение «Делаем вместе»

Учитель предлагает детям перечислить и написать перечень дел, которые в их доме все члены семьи выполняют вместе. Например, совместный отдых, приготовление праздничного обеда, покупки вещей и т.д.

Затем можно перечислить такие дела, которые каждый член семьи выполняет самостоятельно, например, уборка своей комнаты, утренний подъем, зарядка и т.д.

Затем учитель просит ребят подумать и написать, хотят ли они, чтобы родители:

– всегда делали вместе с ними уроки;

– всегда играли и гуляли вместе с ними;

– ходили вместе с ними в школу и сидели с ними за одной партой;

– читали с ними одни и те же книги (и т.д.).

Обсуждение детей.

Работа с хрестоматией

С. Успанов. «Отец и сын»

Было это давным-давно. Жили на свете маленький мальчик и его отец. Очень они любили друг друга. Однажды мальчик сказал отцу:

– Когда я вырасту, буду всегда носить тебя на спине.

Так он понимал свой долг перед отцом, этим хотел отплатить за его любовь.

Время летит, что птица, быстрым тулпаром мчит сквозь столетия. Хоть и не сто, но два десятка лет минуло. Год тянуло за годом, месяц за месяцами. Вырос мальчик, стал мужчиной сильным да ладным. Отец стал болеть. Вспомнил тогда сын:

– Помню, давным-давно я обещал носить тебя на спине. Я сдержу своё слово. Завтра на рассвете я понесу тебя к великому знахарю, что живёт у озера за десять лун отсюда.

Рано утром посадил сын отца на спину и пошел на запад, к озеру, где на ночь солнце прячется. День идут, два идут. Отец лёгок, высохло его тело от старости и болезней. На третий день ноша как будто потяжелела. Ещё через день земля под ногами раскалилась, ветер суховей погнал прочь всё живое. Длиннее, казалось, стал час пути, чаще стал отдыхать сын. Но всё же идёт, половину пути уж одолел. И вот однажды отец спросил:

– Что там чернеет, сынок, не пойму?

Устал сын, не до вопросов ему, но все же ответил спокойно и учтиво:

– Это верблюд, отец.

Через некоторое время отец снова спросил:

– Что там виднеется вдали, не разберу?

– Это всё тот же верблюд, – ответил сын, а сам подумал: «Ребёнком становится отец. Еле ноги тащу, а он вопросами докучает».

И опять задал тот же вопрос старик. Сын, сильный и молодой, ответил отцу уже без прежнего почтения. Он очень устал, и ему стоило теперь большого труда нести отца, такого лёгкого поначалу, да ещё и отвечать на его бесконечные вопросы. Словно не родной человек, а камень давил на спину.

Прошло время, за которое не успело бы и молоко в казане вскипеть, а старик уж в четвёртый раз спрашивает у сына:

– Что это там проглядывает, сынок?

Тут сын не выдержал и заорал во весь голос:

– Не видишь разве? Верблюд! Зачем четыре раза спрашивать об одном и том же?! Я истёр подошвы и не чаю уже добраться до озера, а ты…

Но отец прервал поток его возмущения и обиды.

– Остановись, сынок, я хочу спуститься на землю, – тихо сказал он.

– Почему!? Сиди.

– Нет, довольно. Ты не выдержал первого, самого простого испытания. Двадцать лет тому назад я тоже не спускал тебя с рук и отвечал на все твои вопросы. Ты мог, например, по сто раз за вечер спрашивать про луну. Когда я возвращался домой после тяжкой работы, то и тогда не позволял себе обделять родного человека вниманием и лаской… У меня нет больше надежды избавиться от хвори, ибо сын открыл мне глаза.

Многое в жизни зависит от внимания ближнего. Кто знает, если бы сын молча снес капризы старого отца, может, и излечился бы тот от болезней, вернулась бы к нему молодость…

– Подумайте, почему маленький мальчик сказал отцу: «Когда я вырасту, буду всегда носить тебя на спине»? Сдержал ли он свое слово?

– Почему сын так резко отреагировал на слова отца?

– Что чувствовал отец, когда захотел спуститься на землю с плеч сына?

– Кому, по вашему мнению, было тяжелее: сыну, несущему отца на спине в течение долгого времени, или отцу, услышавшему грубый ответ сына? Почему?

– Какие чувства вы испытываете к отцу? А к его сыну?

– Как вы думаете, что надо было сделать сыну, чтобы не обидеть отца и быстро его успокоить?

Размышления детей.

– Любовь, добро и терпение наших родителей – это самые лучшие чувства, которые «рождаются» и «живут» в их сердцах. Поэтому, дети, старайтесь не огорчать своих родителей и не грубить им. Помните, что резкое слово сильно и больно ранит сердце, душу ваших близких и родных.

К сожалению, в жизни так бывает, что мы не задумываемся над тем, что делаем очень больно своим родителям. Придет такое время, когда и вы станете взрослыми. У вас появятся свои дети. И как вы сегодня относитесь к своим родителям, точно так же ваши дети будут относиться к вам. Это закон жизни, который нужно знать и помнить каждому человеку на земле.

Упражнение – Ролевая игра

– В семье, как известно, возникают различные ситуации, которые требуют совместного разрешения. Давайте представим такие ситуации и потренируемся в их преодолении.

Учитель делит класс на 4 группы. Раздает детям карточки с заданием. Группы разыгрывают по одной ситуации. Затем предлагают способы разрешения ситуаций.

Предлагаются следующие проблемные ситуации:

Телевизор в доме один. По одной программе транслируется футбольный матч, который хочет смотреть папа, по другой программе передача для мамы, по третьей – мультфильм, который мечтает увидеть сын.

Папа читает программу: «Ура! Футбол!». Мама входит в комнату: «Снова футбол! Надоело! Скоро мой сериал!» Сын тоже высказывает свое мнение: «Мультфильмы! Ура! Я мечтал о мультфильме всю жизнь!» Что делать?

Мама поздно приходит домой с работы. У нее болит голова, она очень устала. Кроме того, она принесла на дом работу. Конечно же, маме очень хочется, чтобы ее дома ждал горячий ужин и прибранная квартира.

Но там ее ждут гости ребенка, раковина, забитая грязной посудой, неприбранная квартира и дочь, которая говорит: «Ма-а! Вкусного ничего нет?»

У дедушки часто поднимается давление. Плохо ему. Тишина да покой – вот самые лучшие лекарства для него. Он час полежит, и ему становится лучше. У дедушки

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь