Цели урока: развить понятие о регуляции деятельности организма, ее видах и роли в установлении связи между организмом и окружающей средой; о взаимосвязи нервной и гуморальной регуляции; развивать умения применять знания из реальной жизни (умения на собственных примерах показывать действие процессов саморегуляции, поддерживающих постоянство состава клеток).
Оборудование: таблица «Схема строения нервной системы», рельефная таблица «Железы внутренней секреции».
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Какие две среды важны для жизни человека? (Внешняя, в которой человек живет, и внутренняя, в которой функционируются все клетки, органы и ткани тела).
Человек живет в наземно-воздушной среде, которая характеризуется широкими колебаниями температуры и влажности воздуха, атмосферного давления и поступающей солнечной радиации. Из внешней среды он получает пищу, кислород.
Внутренней средой организма называют ту среду, которая формируется внутри организма: она отделена от внешней среды оболочками тела (кожа, слизистые). К ней относятся три жидкости: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Изменения внешней среды не влияют существенно на жизнедеятельность здорового организма, так как температура и кровяное давление, и концентрация солей, и содержание глюкозы, и многие другие константы внутренней среды остаются стабильными. Только при сохранении такого постоянства внутренней среды возможна нормальная деятельность всех органов, систем органов, организма. Основное свойство внутренней среды организма: «внутренняя среда организма имеет относительное постоянство состава и физико-химических свойств; только при этом условии клетки могут нормально функционировать».