Цели урока: расширить знания о многообразии простейших в связи с обитанием в различных средах, показать их роль в природе и жизни человека, совершенствовать умения работать с таблицами, рисунками, схемами.
Оборудование: таблица, рисунки, схемы.
Ход урока
Организационный момент
Проверка усвоения материала прошлого урока.
Проверка умения выделять общие признаки простейших путем их сравнения (2 чел.)
О Заполни таблицу. Выдели общие признаки простейших. Используя данные таблицы, составь устный рассказ о процессах жизнедеятельности одноклеточных животных.
Сравнительная характеристика простейших
Процессы жизнедеятельности |
Амеба |
Эвглена зеленая |
Инфузория- туфелька |
1. Движение |
При помощи ложноножек |
Активное, при помощи жгутика |
Активное, при помощи ресничек |
2. Питание |
Фагоцитоз ложноножки; пищеварительная вакуоль |
Фотосинтез через оболочку |
Рот, глотка, пищеварительные вакуоли |
3. Выделение |
Сократительная вакуоль |
Сократительная вакуоль |
2 сократительные вакуоли + порошица |
4. Дыхание |
Через оболочку |
Через оболочку |
Через оболочку |
5. Размножение |
Бесполое |
Бесполое |
Бесполое и половое |
6. Обмен веществ |
Гетеротроф (сапротроф и голозой) |
Фотосинтез (ав- тотрофное)+ гетеротрофное = миксотрофное |
Гетеротроф (сапрот- роф+ голозой) |
7. Образование цист |
Образуются |
Образуются |
Образуются |
2. Письменный опрос
Вариант I |
Вариант II |
|
Терминологический диктант |
Циста, раздражимость, порошица, хлоропласты, обмен веществ. |
Сократительная вакуоль, раздражитель, реснички, миксотрофное питание, фагоцитоз |
Ответ на вопрос |
Какое значение в жизни одноклеточных имеют сократительные вакуоли? |
Как дышат одноклеточные животные и каково значение дыхания в их жизни? |
Для более слабых учащихся можно предложить карточки.
Напишите названия животных, изображенных на рисунках. Подпишите названия органоидов.