Урок 1. Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его

0
585
программирование

Цели урока: познакомить школьников с содержанием и задачами раздела «Чело­век и его здоровье». Проявить интерес к приобретению знаний о своем организме, роли этих знаний в сохранении и укреплении здоровья и работоспособности; рас­крыть двойственную биосоциальную сущность человека. Показать черты, присущие человеку как биологическому виду (Homo sapiens) и принципиальные особенности людей, охарактеризовать предмет и методы наук анатомии, физиологии, гигиены и психологии

Оборудование: модель торса человека, таблицы с изображением внутренних орга­нов человека и животных.

Ход урока

Организационный момент

Знакомство с организацией учебных занятий по курсу «Биология. Человек» и со структурой учебника и правилами работы с ним

Задание.

Прочитайте статью «Как пользоваться учебником».

Ответьте на вопросы: В каком порядке надо выполнять домашнее задание? Что обозначают значки, используемые в параграфах учебника? Обратите внимание, что в конце каждого параграфа приводятся основные термины и понятия, изучаемой темы. Почему в конце учебника даны основные количественные показатели орга­низма человека? («Биология.Человек.9» А.С. Батуев и др.) Где в учебнике располо­жены лабораторный практикум и указатель терминов? («Биология.Человек.9» А.С. Батуев и др.) Как с помощью указателя терминов найти в учебнике нужный мате­риал?

Изучение новой темы

Учебная лекция с элементами беседы включает следующие вопросы м задания.

Человек – существо биосоциальное.

а) Биологическая сущность человека разумного. Общность с миром животных.

Проявление основных биологических функций организма и клеточное стро­ение.

Схожесть строения организма человека и млекопитающих;

Отличие от млекопитающих: прямохождение, наиболее совершенное разви­тие головного мозга.

б) Социальная сущность человека разумного.

Способность к трудовой деятельности, к устной и письменной речи, позволя­ющей наладить связь между членами общества, сознание, мышление.

>& Личность – человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности.

Здоровье человека – общественное достояние, важнейшая жизненная цен­ность, необходимое условие работоспособности и развития личности.

Анатомия человека, физиология человека и гигиена человека — науки, изучаю­щие строение, жизненные функции организма, условия сохранения и укрепления здоровья человека. Предмет изучения и методы.


По ходу объяснения темы, заполняется таблица

Название науки

Предмет изучения

Методы изучения

Анатомия

Физиология

Гигиена

Предмет изучения и методы психологии. Влияние социальных условий на по­ведение людей.

Психология – наука об общих закономерностях психических процессов и инди­видуально-личностных свойствах конкретного человека. Методы психологии.

Классификация основных проблем и наук о человеке (на усмотрение учителя).

Для активизации деятельности учащихся учитель задает вопросы.

Что такое человек?

Каковы его сущность, назначение и место в мире живой природы?

Какую бы область жизни мы ни взяли, везде главное действующее лицо – че­ловек.

Какую бы отрасль науки не представили, она, так или иначе, затрагивает че­ловека. Человек удостоен самого пристального внимания. Справедливости ради надо признать, что человечество на протяжении истории своего раз­вития всегда размышляло о своем значении и сути. В народной мудрости, увековеченной в сказках, притчах, пословицах, в трудах великих мыслителей древности и высказываниях современных философов и просто обывателей живет убеждение, что человек – «Венец творения».

«Главным предметом изучения человечества является человек». Гёте.

<£>Человек – это живой организм, как и любой другой в мире природы, осущест­вляющий обмен веществ с окружающей средой. Один из многочисленных видов {Homo sapiens) живых организмов, обитающих на Земле.

Его особенности, так же как и особенности его соседей по планете, закреплены в наследственности. Типичные черты человека разумного – запрограммированы при­родой. В генах его организма записан «план», по которому неукоснительно строится человек. Это настолько универсальный закон, что оперируют им, не задумываясь

о .его сути, когда у рожденного младенца ищут – и находят! – глаза матери, губы отца, их деда, фамильный подбородок. Наши представления о самом себе и, сле­довательно, о человеке ярче всего проявляются в детском рисунке Вспоминайте: «Точка, точка, запятая, минус, рожица кривая; палка, палка, огуречик, ножки – вот и вышел человечек». Для ребенка человек – это только то, что физически действует (функционирует). Глаза, которые смотрят, нос, рот – щелки, которые дышат, ноги и руки – палки, которые двигаются. Знаком человека для ребенка (и не только для него) является не анатомическая конструкция тела, а функции наиболее значимых его частей.

По строению и расположению своих органов человек относится к классу млекопи­тающих. Общими признаками являются: млечные, сальные и потовые железы, во­лосяной покров тела, специализированные зубы (резцы, клыки, предкоренные и коренные), четырехкамерное сердце и левая дуга аорты, легочное дыхание, наличие диафрагмы, высокоразвитый головной мозг, внутриутробное развитие зародыша, вскармливание детеныша молоком.

И у человека, и у животных единые звенья тканевого обмена веществ, сходно осу­ществляется рост и индивидуальное развитие, единый для всего органического мира принцип хранения и реализации генетического кода и др. Максимальное сходство человека обнаруживается с представителями семейства человекообразных обезьян, или антропоидов: гориллой, шимпанзе, орангутангом, гиббоном. Общность внут­реннего строения человека и антропоидов дополняется внешним сходством: у них единый план строения верхних и нижних конечностей, отсутствие хвоста, очень

сходные ушные раковины, наличие ногтей на пальцах и др.

Почти невозможно различить зародыши человека, приматов и других позвоноч­ных животных на ранних этапах развития. По данным антрополога А. Кизса, у че­ловека и гориллы 385 общих морфологических признаков, у человека и шимпанзе

369, у человека и орангутанга – 359. Гиббон и низшие обезьяны имеют 113-117 общих с человеком признаков. (Учитель демонстрирует таблицы из серии «Проис­хождение человека».)

Однако человека выделяют из мира животных принципиальные биологические отличия, такие, как вертикальное положение тела и передвижение на двух ногах (S-образная форма позвоночника, особенное развитием некоторых мышц и связок, связанных с прямохождением, расшиереная форма таза, форма грудной клетки, сводчатая стопа) высокая степень развития рук и способность выполнять различ­ные, тонкие и высокоточные операции (развитием паиллярных узоров на подушеч­ках пальцев кисти), большой объем головного мозга, который в 2,5 раза превышает мозг антропоидов и в 3,5 раза – площадь его поверхности, и, наконец, речь, которая свойственна только человеку (особое строение аппарата голосообразования).