Лабораторная работа 6. Внешнее строение семян фасоли
Цели: рассмотреть внешнее строение семени фасоли; найти основные элементы внешнего строения семени фасоли; продолжать формировать навык выполнения биологического рисунка.
Оборудование: сухие и размоченные семена фасоли с различной окраской, лупа, препаровальная игла, пинцет.
Ход работы:
Рассмотрите семена невооруженным глазом и с помощью лупы. Найдите рубчик – место, которым семя прикреплялось к стенке плода. Рядом найдите семявход – отверстие, через которое в семя проникает вода и воздух (лучше рассматривать через лупу). Найдите контуры зародышевого корешка, проступающие через семенную кожуру.
Зарисуйте внешнее строение семени со стороны рубчика и подпишите его основные части.
Какого цвета семена фасоли, лежащие на вашем столе? Какая часть семени окрашена? Как вы считаете, имеет ли какое-нибудь биологическое значение окраска семенной кожуры семян фасоли?
Попробуйте снять семенную кожуру с неразмоченного семени фасоли. Удалось ли вам это? Теперь возьмите намоченные семена фасоли. Чем отличается семенная кожура намоченных семян от сухих? Попробуйте снять семенную кожуру с намоченного семени фасоли. Насколько легко вы это сделали?
Сделайте вывод о функциях семенной кожуры, какие особенности семенной кожуры вы обнаружили и каково значение этих особенностей?
Лабораторная работа 7. Строение семян двудольных растений
Цели: показать особенности строения семян двудольных растений; продолжать формировать навык выполнения биологического рисунка.
Оборудование: размоченные семена фасоли, размоченные зерновки пшеницы, лупа, препаровальная игла, пинцет, скальпель.
Ход работы:
Возьмите размоченное семя фасоли. Аккуратно снимите семенную кожуру. Вы видите зародыш, состоящий из двух семядолей, – первых зародышевых листьев. Сколько семядолей вы видите? Семядоли у семени фасоли такие массивные, потому что в них находится запас питательных веществ для будущего растения. Найдите зародышевый корешок и зародышевый стебелек. Рассмотрите их с помощью лупы.
Аккуратно раздвиньте семядоли. Найдите почечку, которая находится на верхушке зародышевого стебелька. Найдите зачаточные листья на почечке.
Зарисуйте зародыш и обозначьте его части.
Сделайте вывод о том, что зародыш обладает теми же вегетативными органами, что и взрослое растение, а так же о принадлежности фасоли к двудольным растениям , докажите это.
Лабораторная работа 8. Строение семян однодольных растений
Цели: показать особенности строения семян однодольных растений; сравнить строение семян однодольных и двудольных растений; продолжать формировать навык выполнения биологического рисунка.
Оборудование: сухие и размоченные зерновки пшеницы, постоянный препарат «продольный разрез зерновки пшеницы», сухие и размоченные семена фасоли, лупа, препаровальная игла, пинцет, скальпель.
Ход работы:
Изучите и зарисуйте внешнее строение зерновки пшеницы. Какие общие черты во внешнем строении зерновки пшеницы и в внешнем строении семени фасоли вы обнаружили?
Попробуйте снять покров с семени пшеницы. Получилось ли у вас это? Почему?
Аккуратно разрежьте размоченную зерновку скальпелем. Рассмотрите ее внутреннее строение.
При помощи лупы рассмотрите препарат «продольный разрез зерновки пшеницы». Найдите на препарате и на разрезанной зерновке эндосперм; найдите зародыш, рассмотрите зародышевый корешок, зародышевый стебелек, почечку и семядолю (щиток). Зарисуйте внутренне строение зерновки и подпишите ее основные части.
Сделайте вывод о сходстве и различиях во внешнем и внутреннем строении двудольных и однодольных растений на примере семени фасоли и зерновки пшеницы.