Дата:___________________
Познание мира
Класс: 3 «Б»
Тема: НЕРВНАЯ СИСТЕМА
Цель: Дать знания о значении нервной системы, ее органах, функциях, гигиене, органах обоняния; о том, что все функции организма напрямую связаны с работой нервной системы. Развивать внимание, память, мышление, речь;
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Базовые знания Нервная система, ее функции, органы восприятия; роль нервной системы во взаимоотношении человека со средой; понятия об органах восприятия.
Опорные знания Действия человека, его разум, речь, знания в обеспечении необходимых жизненных условий, постижение через жизненный опыт.
Ход урока:
1.Орг. Момент
2.Проверка дом. задания
3.Объяснение. 1. Нервная система и ее функции.
– Что вы сделаете, если прикоснетесь пальцем или рукой к горячему предмету? Покажите, как бы вы это сделали? Каким местом вы прикоснулись к предмету?(Ученики показывают кончики
пальцев). При помощи чего рука сгибается в локтевом суставе?
Вспоминаем функции мышечной системы.
– Каким образом горячий предмет воздействует на мышечную систему?
2. Используя таблицу «Нервная система человека», рассказываю о том, как разное воздействие извне вызывает какие-либо действия (отдергивание руки, остановка на красный свет светофора, реакция на зов), и что действия происходят при помощи нервной системы, как
бы в ответ, о том, что нервная система человека состоит из мозга, спинного мозга и расходящихся по всем органам и членам нервных окончаний, которые все связаны с мозгом. Самостоятельно объясните, каким образом и что заставляет человека оборачиваться на зов.
— Какой орган воспринимает звук?
– При помощи каких нервных окончаний звуковой раздражитель доходит до мозга?
— При помощи чего и к каким мышцам приходит сигнал? и т. д.
Вывод: нервная система обеспечивает правильные и гармоничные действия организма.
3. Гигиена нервной системы.
Человеческая жизнедеятельность (ученики сами приводят 2—3 примера: пищеварение, сон, кровообращение и др.), действия (также приводят 2—3 примера: игры, физический труд, гимнастика и др.), все функции органов тела (например, сокращение мышц, их расслабление, функции легких и сердца, выделение желудочного сока и т. д.), их правильное функционирование (дыхание, мышцы, кровообращение, переваривание питательных веществ, о связях других подобных процессов между собой — обо всем этом ученики должны сами рассказывать) осуществляется через нервную систему. Нервная система постоянно находится в работе.
Вывод: «Поэтому при любом виде работ усталость человека начинается с нервной системы и мозга».
«Как можно почувствовать, что нервная система перенапряжена?» Анализируя этот вопрос (моменты, когда человек не в состоянии даже поесть от усталости, не хочет читать, даже если и прочитает, то не понимает смысла;— это состояние, наверное, знакомо каждому), ученики должны вспомнить, что работоспособность такого человека, а также деятельность некоторых его органов ухудшается (одышка после долгого бега, сильное сердцебиение, а также усталость).
4. После этого объясняю по нижеприведенному плану, что во избежание избыточной усталости человек должен правильно организовать свои повседневные действия, физический труд.
Необходимо заниматься только теми видами физического труда, которые под силу.
Чередовать умственный и физический труд; распределить их по времени.
Принимать пищу в строго определенное время.
Отдыхать после обеда.
— Ложиться спать и вставать в определенное время.
— Отдыхать на свежем воздухе, заниматься спортом, читать интересные книги и т. д.
5. Итог, дом.зад. стр. 22 – 24 пересказ
Учитель: Ященко А.А.
Проверил зав. по УР:_____________________