План – конспект
проведения урока по начальной военной подготовке по разделу:
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА с учащимися 11 класса
Тема. Химическое оружие. Очаг химического заражения.
Учебная цель: Рассказать учащимся о видах химического оружия.
Воспитательная цель: Воспитать у учащихся дисциплинированность, ответственность и стремление к изучению ГО.
Время. _____
Метод. Лекция.
Место проведения занятий. Кабинет НВП.
Руководство и пособия. Закон «О Гражданской обороне». Учебник по НВП.
Учебные вопросы.
Химическое оружие. Очаг химического заражения.
Ход занятия
Вводная часть 15 мин.
А) Построение взвода и проверка внешнего вида 5 мин.
Б) Проверка домашнего задания 10 мин.
Основная часть 30 мин.
Вступление 5 мин.
На протяжении всей истории войн противники применяли ядовитые различные вещества. В древнем Китае для поражения противника использовалась обыкновенная известь. Распыляясь, она поражала глаза, а, соединяясь с водой, выделяла ядовитый газ. Использовались в древних войнах и другие вещества вредные для здоровья человека. В снаряды добавлялись различные смолы, которые вызывали поражение глаз, кожи. В первой мировой войне 22 апреля 1915 года в районе реки Ипр (Бельгия) немецкие войска применили против противника ядовитый газ, который назвали Иприт.
Изложение основного материала 20 мин.
1. Химическое оружие – это оружие массового поражения, действие которого основано на токсических свойствах химических веществ. Главным компонентом являются ОВ, средство их доставки и применения, приборы управления. ОВ снаряжаются ракеты, авиационные бомбы, снаряды и мины. Они поражают через органы дыхания, кожные покровы, через желудок.
Территория, на которой в результате воздействия ОВ произошли массовые поражения людей, назевается очагом химического поражения. Размеры очага зависят типа ОВ, способа применения, погоды, рельефа местности.
По воздействию на организм человека ОВ делятся:
1. Нервно – паралитические. 2. Кожно-нарывные. 3. Удушающие. 4. Обще ядовитые.
5. Раздражающие. 6. Психохимические.
1. Нервно – паралитические: VX, Зарин, заман. Они могут быть в парообразном и капельножидком состоянии, и попадают в организм через органы дыхания, кожу, желудок, поражают нервную систему.
2. Кожно-нарывные. Иприт. Поражает кожу, глаза и лёгкие. Признак поражения: образование пузырей, через 2 –3 суток лопаются.
3. Удушающие. Фосген, дифосген. Поражают органы дыхания. Признак поражения сладкий вкус во рту, кашель, головокружение. Через 4 – 6 часов начинается отек лёгких.
4. ОВ общеядовитые. Синильная кислота. При попадании в организм поражает человека мгновенно.
5. ОВ раздражающего действия. C–S. Вызывает острое жжение и боль во рту, горле, глазах.
6. Психохимические: BZ. Действует на центральную нервную систему и вызывает расстройство (галлюцинации), страх, слепоту, глухоту.
В условиях применения ОВ необходимо находится в противогазах и защитной одежде.
Участки кожи или одежды, на которые попали капли ОВ, немедленно необходимо обработать жидкостью из ИПП.
Поражённому ОВ удушающего действия ни в коем случае нельзя делать искусственное дыхание.
Пострадавших следует вывести с заражённого участка и оказать им медицинскую помощь.
Заключительная часть 5 мин.
1. Напомнить тему, цели урока и как они достигнуты.
2. Объявить раздел и тему следующего занятия, а также форму одежды.
3. Задание на дом. 1. Химическое оружие. Очаг химического заражения.
Преподаватель-организатор НВП: ____________________________