Цель:
познакомиться с особенностями имен существительных в дательном падеже, вопросами и предлогами дательного падежа;
развивать умение определять падежи существительного по вопросам и предлогам;
- развивать мышление, учить делать выводы, анализировать.
- воспитывать интерес к предмету, аккуратность.
Ход урока
Оргэтап
Отчет дежурного
Я (Ф.И. учащегося ) дежурная по классу. Мне …. лет, я учусь в 5 «Б» классе. Сегодня на уроке присутствуют все, отсутствующих нет.
Сегодня января, день недели – . Погода сегодня_____________.
Этап проверки домашнего задания
Примечание. Учебник Жанпеисова У.А.Кожакеева Ш.Т. Русская речь: учебник для 5 класса общеобразовательных школ с казахским языком обучения. 3-е издание, доработанное. – Алматы: Атамура, 2010. – 256
Упражнение № 247
3. Этап проверки знаний
Заполните карточки
Падеж |
Вопрос |
Кто? Что? |
|
Кого? Чего? |
|
Кому? Чему? |
|
Кого? Что? |
|
Кем? Чем? |
|
О ком? О чем? |
4. Этап подготовки к активному усвоению знаний
А какой будет тема нашего сегодняшнего урока вы узнаете, разгадав кроссворд.
. медведь
капуста
петух
. одежда
лиса
пальто
. пенал
дежурный
русский
1. Кого играл Аманжол в сказке «Теремок»?
2. Сто одежек и все без застежек
3. Кто так заливисто поет, о том, что солнышко встает?
4. Переведите на русский язык слово «киім»
5. Хитрая плутовка, рыжая головка, Хвост пушистый – краса! А зовут ее –
6. Осенняя верхняя одежда
7. Домик для карандашей и ручек
8. Как называется класс, который отвечает за порядок в столовой?
9. Какой язык мы изучаем сейчас?
– Если вы правильно справились с заданием, то у нас получится слово, которое поможет нам определить тему урока. (дательный) Какова тема нашего урока?
– Проверим свои предположения, прочитав тему урока в учебнике на стр. 115.
5. Этап объяснения новой темы
Объяснение учителя.
Имена существительные в дательном падеже часто указывают на лицо, для которого совершается действие, точнее на лицо, которому что – то дают. Это основное значение дательного падежа, поэтому он так и называется.
Чтобы узнать дательный падеж, надо поставить к существительному слово ДАЮ (на то он и дательный).
Например: ДАЮ (кому?) другу
ДАЮ (кому?) воробью
Предлоги употребляемые с дательным падежом К и ПО.
Д.п. (дать кому? Чему?) |
И.п. (есть кто?что?) |
||
Столу |
Стол_ |
||
Торту |
Торт_ |
||
Свистку |
Свисток_ |
||
Брату |
Брат |
||
Другу |
Друг |
||
Слону |
Слон |
||
Коню |
Конь |
||
Д.п |
И.п. |
||
Сестре |
Сестра |
||
волне |
Волна |
Так какие же окончания у существительных в дательном падеже?
И вот такое стихотворение о дательном падеже я вам прочитаю
Дательный падеж
Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным
ДАТЕЛЬНЫЙ назвал!
А еще как размечтаюсь,
Дед Морозом наряжаюсь
И подарки всем несу:
Братику, сестричке, псу.
А еще КОМУ? ЧЕМУ?
Птенчику, коню, сому,
Кошке, зайцу, бегемоту,
Крокодилу и слону!
К паровозу тороплюсь,
По земле лечу, несусь!
Всем подарки развезу я
И тогда домой вернусь!
Физкультминутка
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Крылья пёстрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно:
Вместе раз – это брасс.
Одной, другой – это кроль.
вышли на берег крутой
И отправились домой.
Мы туристы, мы в пути.
Веселей шагайте ноги,
Легче выдох, глубже вдох
Путь неблизок, недалёк.
Впереди течёт ручей
Перепрыгнем поскорей.
6. Этап закрепления новой темы
Поставьте существительные в дательный падеж:
Дать кому? – мама, брат, сестра, папа, бабушка, друг, учитель, подруга, кошка, собака
Ходить по чему? – снег, земля, лужа, грязь, сугроб, пол, ковер, сцена
Составьте три предложения.
Чтение текста «Зимний лес» – учительское. Потом ученическое.
Выпишите предложения с выделенными слова, выделите окончание, определите падеж
Поставьте следующие слова в три падежа: именительный, родительный, дательный:
День, лес, сугроб, береза, снег, шишка
Упражнение № 261 самостоятельно
7. Этап рефлексии
8. Этап оценивания
9. Этап информированности о домашнем задании – параграф 30, упражнение 262