Тема: Что называет слово?

0
29

Цель урока: ввести понятия «слово», «предложение»; развитие речи: обогащение словарного запаса по лексической теме «Осень», классификации предметов (овощи-фрукты); подготовка руки к письму: рисование, раскраска предметов; обогащение речи словами с переносным значением; сочинение по картинке; подготовка руки к письму: письмо палочек с закруглением внизу и вверху.

Ход урока

I. Вводная беседа.

1) Слушание стихотворения.

Колокольчики мои, И о чем звените вы

Цветики степные! В день веселый мая,

Что глядите на меня, Средь некошеной травы

Темно-голубые? Головой качая?

(А.К. Толстой)

Вопросы:

1. Почему колокольчики называют степными? А если цветы растут в горах, то как их называют? А в поле? В доме?

2. О чем хотят рассказать колокольчики? О чем звенят они? Почему качают головками?

Зеленый ветер ластится,

В траве шумят шмели.

Березка в белом платьице

Качается вдали.

Идет березка травами,

Хлебами вдоль дорог.

Красу ее кудрявую

Колышет ветерок. (А. Пришелец)

Как ты понимаешь слова: «ветер ластится», «идет березка травами, хлебами, вдоль дорог»?

II. Работа по Букварю.

Творческая работа по картинке букваря.

Рассмотри картинки и расскажи, о чем «говорит» солнышко. А тучка? А колоски? Сочини рассказ: «О чем шумит ветер», «Лесные разговоры». Составление предложений. Дать определение «предложения». Составление предложений по заданию учителя (3 слова; 4–5 слов).

III. Работа в прописи.

Подготовка к письму.

1. Раскрашивание зонтиков и цветов.

2. Письмо прямых линии.

3. Развитие речи. Разучивание стихотворения.

Сколько солнышка везде –

На траве и на воде,

На березке и осинке,

На извилистой тропинке. (С.Коган)

Скажите, какое сейчас время года и по каким признакам вы это определили.

Физкультминутка.

Поднимает руки класс – это раз.

Завертелась голова – это два.

Три – руками три хлопка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

IV. Игра «Данетки» (от слов «да» – «нет»).

Учитель вывешивает на доске карточку со словом «Осень» или картинку с осенним пейзажем. Делит доску пополам и предлагает детям с левой стороны назвать все то хорошее, что приносит людям осень. С правой стороны – то, что плохого приходит с осенью.

Осень

+ –

– поспевают овощи и фрукты; – солнце уже не такое жаркое;

– люди готовятся к зиме; – нельзя купаться и загорать;

– красивые нарядные деревья; – часто льют дожди;

– дети идут в школу – на улице сыро и грязно

и т.д. и т.д.

V. Работа по Букварю (с.9).

1) Рассматривание иллюстрации.

– Давайте определим, какая осень нарисована на картинке. Я буду вам читать слова, а вы смотрите на картинку и выберите то слово, которое подходит больше всего.

Слова: хмурая, дождливая, нарядная, добрая, сказочная.

Учащиеся называют слова и обосновывают свой выбор.

2) Беседа по картинке букваря:

– Можно ли картинку назвать «Добрая осень»? Почему?

По каким признакам вы определили, что изображена осень?

Чем занимаются звери в лесу?

Что в лесу можно собрать в корзинку? Что собрала девочка? Как можно заготовить грибы на зиму? (Солить, сушить, мариновать.)

3) Игра «Соотнеси слово».

Учитель предлагает детям распределить все съедобные предметы, изображенные на картинке, по категориям.

Фрукты Овощи Другие растения

– яблоки – огурцы – грибы

– груши – капуста – щавель

– чем похожи и чем различаются овощи, фрукты, растения.

VI. Закрепление.

– Мы с вами теперь знаем, какие растения к каким группам относятся. А вот девочка на странице букваря задумалась. Давайте поможем ей! Как вы думаете, что означает прямоугольник возле названия темы? Это слово. Звуки объединяются вместе, чтобы образовывать слова. Назовите слова, которые обозначают предмет, изображенный на картинке (вишня, пион, гриб, лист). А к каким категориям они относятся? Цветок, гриб – растение, вишня – ягоды, лист – деревья.

VII. Развитие речи.

Разгадывание загадок.

Землю пробуравил,

Корешок оставил,

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся.

(гриб)

Раскололся тесный домик

На две половинки,

И посыпались в ладони

Бусинки-дробинки.

(горох)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Собирать в лукошки дети.

(ягоды)

Листья, листья, листопад!

Голым стал фруктовый…

(сад)

Не бьет, не ругает,

А от него все плачут.

(лук)

Я длинный и зеленый,

Вкусный и соленый,

Вкусный и сырой;

Кто же я такой?

(огурец)

VIII. Работа в прописи. Письмо прямых коротких линий.

Итог – чему научились на уроке? Что нового узнали? Что запомнилось?

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь