Цель: ознакомить учеников со строением атома, планетарной модели атома по Резерфорду. Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.
Демонстрации: таблицы со схемой опыта Резерфорда и схемой плане тарной модели атома; таблица «Периодическая система химических элементов Менделеева».
Ход урока
I . Организационный момент
II . Проверка домашнего задания.
Повторение изученного
После проверки домашнего задания проводится фронтальный эксперимент.
Наблюдение экранирующего действия проводника
Приборы и материалы: стрелка бумажная (или из фольги) на остриев линейка измерительная из оргстекла, кусок капроновой ткани, пластинка жестяная размером 60×90 мм.
Порядок выполнения работы:
1. Наэлектризуйте линейку, потерев ее о кусок капроновой ткани.
2. Поднесите конец заряженной линейки на некоторое расстояние к стрелке и, перемещая линейку то вправо, то влево, наблюдайте за движением стрелки.
3. Расположите металлическую пластинку вертикально между стрелком и концом заряженной линейки. Затем снова перемещайте конец линейки около стрелки.
– Влияет ли электрическое поле заряженной линейки на стрелку?
III . Изучение нового материала
План изложения нового материала:
1. Модели атома, существовавшие до начала XIX в.
2. Опыты Резерфорда.
1. В начале века в физике бытовали самые разные и часто фантастические представления о строении атома.
Например, ректор Мюнхенского университета Фердинанд Линдеман в 1905 г. утверждал, что «атом кислорода имеет форму кольца, а атом серы форму лепешки».
Продолжала жить и теория «вихревого атома» лорда Кельвина, согласно: которой, атом устроен подобно кольцам дыма, выпускаемым изо рта опытного курильщика.
Но большинство физиков склонялись к мысли, что прая Дж. Дж. Томсон: атом – равномерно положительно заряженный шар диаметром 108 см, внутри которого плавают отрицательные электроны, размеры которых 10см. Сам Томсон относился к своей модели без энтузиазма.1
Джон Стоней еще в 1891 г. предполагал, что электроны движутся во-1 круг атома, подобно спутникам планет. Японский физик Хантаро Насаока в 1903 г. говорил, что атом представляет своего рода сложную астрономическую систему, подобно кольцу Сатурна.
Вопрос о строении атома изучали и русские физики: Петр Николаевич Лебедев и известный ученый-народник Николай Морозов.
Ни один из сторонников идеи планетарного атома не мог подтвердить опытом. Такой опыт в 1909 г. поставил Эрнест Резерфорд.
2. Опыты Резерфорда. Английский физик Эрнест Резерфорд, исследуя излучение радиоактивных веществ, особое внимание уделил излучению, состоящему из положительно заряженных частиц, называемых а-частицами. Он установил, что каждая а-частица, попадая на экран из сернистого цинка, вызывает вспышку света. Испытав рассеяние в золотой фольге, а-частицы ударялись затем в экран и регистрировались с помощью микроскопа.
Согласно предложенной Томсоном модели атома, а-частицы должны были бы свободно проходить сквозь атомы золота и только отдельные а-частицы могли слегка отклоняться в электрическом поле электрона. Поэтому следовало ожидать, что пучок а-частиц при прохождении через тонкую фольгу слегка расплывется на небольшие углы. Такое рассеивание на малые углы действительно наблюдалось, но совершенно неожиданно оказалось, что примерно одна а-частица из 20 000, падающих на золотую фольгу толщиной всего лишь 4 ■ 105 см, возвращается назад в сторону источника.
Резерфорду понадобилось несколько лет, чтобы окончательно понять столь неожиданное рассеяние а-частиц на большие углы. Он пришел к выводу, что положительный заряд атома сосредоточен в очень малом объеме в центре атома, а не распределен по всему атому, как в модели Томсона.
IV . Закрепление изученного.
1. Модели атома, существовавшие до начала XIX в.
2. Опыты Резерфорда
Домашнее задание .
§ 30-31