Цель урока:
· Обуч: В ходе урока ознакомить учащихся с особенностями протекания матричного синтеза, процесса трансляции, а так же роли ферментов в биосинтезе белка.
· Развив. Развивать логическое мышление, мировоззрение, память, речь.
· Воспит. Воспитывать всестороннее понимание материала, понимание сущности протекающих в клетке процессов.
Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.
Орг. момент. План урока.
Основная часть.
Реакции матричного синтеза.
Реакции, которые не встречаются в неживой природе, называются реакциями матричного синтеза.
«Матрица» – форма. Такой принцип лежит в основе реакций синтеза нуклеиновых кислот и белков. Роль матрицы в клетке играют макромолекулы нуклеиновых кислот ДНК или РНК. Мономерные молекулы, из которых синтезируется полимер, — нуклеотиды или аминокислоты – в соответствии с принципом комплементарности располагаются и фиксируются на матрице в строго определенном порядке. Затем происходит соединение мономерных звеньев в полимерную цепь, и готовый полимер сходит с матрицы После чего матрица готова к сборке новой такой же полимерной молекулы.
Реакция матричного типа – особенность живой клетки (способность к воспроизведению себе подобных).
Трансляция.
Информация, о структуре белка записанная на и-РНК.
Рибосомы располагаются в виде округлых тел на цепочке и-РНК. Первая рибосома вступает на молекулу и-РНК и начинается синтез белка. По мере продвижения первой начинает продвигаться вторая, она так же начинает синтез белка как и первая. Затем на и-РНК вступает третья, четвертая и так далее. Чем дальше продвигается рибосома тем больше собирается белковая молекула. Как только белок сходит с и-РНК так синтез окончен. Так постоянно в организме идет синтез белка и готовый белок отправляется в нужное место организма.
Трансляция происходит всегда на 6 нуклеотидах (два триплета).
Рибосома перемещается скачками. У рядом расположенной т-РНК свисает сформированная полипептидная цепочка. С которой в случае необходимости будет взят по принципу комплементарности кодовый триплет. Так происходит синтез белка. Весь процесс происходит за 1-2 мин.
Роль ферментов в синтезе белка велика, он сцепляет аминокислоты между собой.
ФОТОСИНТЕЗ.
Только растительные клетки способны синтезировать органические вещества из неорганических за счет энергии солнечного излучения.
6СО2 + 6Н2О С6Н12О6 + 6О2
В результате такой реакции образуется С9Н12О2 богатое энергией вещество и молекулярный кислород.
Физминутка.
Световая фаза.
Происходит в три процесса:
1. образование молекулярного кислорода;
2. синтез АТФ;
3. образование атомарного водорода.
Темновая фаза.
Происходит в темное время суток. В ходе такого процесса из оксида углерода и воды образуются углеводы.
Значение фотосинтеза. Хемосинтез. Самостоятельно (на два варианта.)
Текущий контроль, закрепление материала (проверка понимания).
Работа в парах.
1. Укажите процессы, происходящие в световую и темновую фазы фотосинтеза.
2. Участок ДНК содержит последовательно расположенные нуклеотиды А-А-Г-Т-Г-Т-Г-А-Ц-Т-Т-А. Укажите аминокислотный состав белковой цепи.
Итоговый контроль. Анализ урока.
Д3 П. 45-46.