Цель: ввести новую физическую величину – силу тока и единицу ее измерения (ампер). Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.
Демонстрации: взаимодействие параллельных проводников при замыкании сети.
Ход урока
I . Организационный момент
II . Повторение.
Проверка домашнего задания
В начале урока можно провести краткий опрос по материалу, изученному на предыдущем уроке. К вопросам учебника можно добавить ряд дополнительных: Чем отрицательный ион в электролите отличается от электрона?
– Почему в дистиллированной воде и серной кислоте, взятых отдельно, ток не проходит, а в водном растворе серной кислоты проходит?
Каким образом, опустив в стакан с водой два провода, присоединенные к полюсам источника тока, можно узнать, исправен ли он?
Почему магнитный компас дает неправильные показания, если вблизи находится провод с электрическим током?
III . Изучение нового материала
План изложения нового материала:
1. Сила тока.
2. Ампер как единица измерения силы тока.
3.Амперметр.
1. При введении понятия о силе тока полезна аналогия с течением воды в трубе. Действительно, о силе тока воды можно судить по массе воды, которая протекает в единицу времени через поперечное сечение трубы.
Сила же электрического тока равна количеству электрического заряда, прошедшего через поперечное сечение проводника в единицу времени:
2. При введении ампера как основной единицы СИ важно подчеркнуть, что для выбора единицы силы тока можно было бы воспользоваться любым его действием: тепловым, магнитным или химическим. Главное, чтобы это действие поддавалось точному количественному выражению. – На Международной конференции по мерам и весам в 1948 году было решено в основу определения единицы силы тока положить взаимодействие двух проводников с током.
Далее учитель может продемонстрировать взаимодействие (притяжение и отталкивание) двух параллельных проводников при замыкании сети. Силу взаимодействия проводников с током можно измерить. Эта сила зависит от длины проводников, расстояния между ними, среды, в которой находятся проводники и, что самое важное, от силы тока в проводниках. Если одинаковы все условия, кроме силы токов, то, чем больше сила тока в каждом проводнике, тем с большей силой они взаимодействуют между собой.
За единицу силы тока принят ампер (А):
m = iA .
Через единицу силы тока – 1 А определяется единица электрического заряда- 1 Кл:
3.Показать и объяснить , как включается в цепь амперметр.
IV . Решение задач
С целью закрепления изученного материала последнюю часть урока можно посвятить решению задач. Первые задачи учитель может разобрать у доски, остальные – учащиеся решают самостоятельно.
Задача 1
Через спираль электроплитки за 12 мин прошло 3000 Кл электричества. Какова сила тока в спирали?
Задача 2
Ток в электрическом паяльнике 500 мА. Какое количество электричества пройдет через паяльник за 2 мин?
Задача 3
Сколько времени продолжается перенос 7,7 Кл при силе тока 0,5 А?
Задача 4
По обмотке включенного в цепь прибора идет ток силой 5 мА. Какое количество электричества пройдет через прибор в течение 1 ч?
Задача 5
При включении лампы накаливания в электрическую цепь через ее нить за 0,5 мин проходит 9 Кл электричества, а после того как накал достигнет максимальной величины – 12 Кл за 1 мин. Как изменяется сила тока в лампе? Каким образом можно объяснить это явление?
Домашнее задание
§ 36 учебника;
Упражнение 18 (3-4)