Сила тока. Амперметр. Решение задач

0
1004
интернет

Цель: ввести новую физическую величину – силу тока и единицу ее из­мерения (ампер). Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.

Демонстрации: взаимодействие параллельных проводников при замы­кании сети.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Повторение.

Проверка домашнего задания

В начале урока можно провести краткий опрос по материалу, изученно­му на предыдущем уроке. К вопросам учебника можно добавить ряд до­полнительных: Чем отрицательный ион в электролите отличается от электрона?

– Почему в дистиллированной воде и серной кислоте, взятых от­дельно, ток не проходит, а в водном растворе серной кислоты проходит?

Каким образом, опустив в стакан с водой два провода, присое­диненные к полюсам источника тока, можно узнать, исправен ли он?

Почему магнитный компас дает неправильные показания, если вблизи находится провод с электрическим током?

III . Изучение нового материала

План изложения нового материала:

1. Сила тока.

2. Ампер как единица измерения силы тока.

3.Амперметр.

1. При введении понятия о силе тока полезна аналогия с течением воды в трубе. Действительно, о силе тока воды можно судить по массе воды, ко­торая протекает в единицу времени через поперечное сечение трубы.

Сила же электрического тока равна количеству электрического заряда, прошедшего через поперечное сечение проводника в единицу времени:

2. При введении ампера как основной единицы СИ важно подчеркнуть, что для выбора единицы силы тока можно было бы воспользоваться любым его действием: тепловым, магнитным или химическим. Главное, чтобы это действие поддавалось точному количественному выражению. – На Международной конференции по мерам и весам в 1948 году было решено в основу определения единицы силы тока положить взаимодейст­вие двух проводников с током.

Далее учитель может продемонстрировать взаимодействие (притяжение и отталкивание) двух параллельных проводников при замыкании сети. Си­лу взаимодействия проводников с током можно измерить. Эта сила зависит от длины проводников, расстояния между ними, среды, в которой находят­ся проводники и, что самое важное, от силы тока в проводниках. Если оди­наковы все условия, кроме силы токов, то, чем больше сила тока в каждом проводнике, тем с большей силой они взаимодействуют между собой.

За единицу силы тока принят ампер (А):

m = iA .

Через единицу силы тока – 1 А определяется единица электрического заряда- 1 Кл:

3.Показать и объяснить , как включается в цепь амперметр.

IV . Решение задач

С целью закрепления изученного материала последнюю часть урока можно посвятить решению задач. Первые задачи учитель может разобрать у доски, остальные – учащиеся решают самостоятельно.

Задача 1

Через спираль электроплитки за 12 мин прошло 3000 Кл электричества. Какова сила тока в спирали?

Задача 2

Ток в электрическом паяльнике 500 мА. Какое количество электричест­ва пройдет через паяльник за 2 мин?

Задача 3

Сколько времени продолжается перенос 7,7 Кл при силе тока 0,5 А?

Задача 4

По обмотке включенного в цепь прибора идет ток силой 5 мА. Какое количество электричества пройдет через прибор в течение 1 ч?

Задача 5

При включении лампы накаливания в электрическую цепь через ее нить за 0,5 мин проходит 9 Кл электричества, а после того как накал достигнет максимальной величины – 12 Кл за 1 мин. Как изменяется сила тока в лам­пе? Каким образом можно объяснить это явление?

Домашнее задание

§ 36 учебника;

Упражнение 18 (3-4)