ШКОЛЬНЫЙ КАБИНЕТ (КЛАСС)
по правилам дорожного движения
Кабинет по Правилам дорожного движения (ПДД) предназначен для проведения воспитательной работы с учащимися школы с целью углубления их знания правил дорожного движения. Это место, где учащиеся могут ознакомиться с современными достижениями в области организации движения, с опытом работы отрядов ЮИД, получить консультацию по правилам дорожного движения.
В кабинете должно быть необходимое оборудование и собрано учебно-наглядные пособия. Их рекомендуется изготавливать в школьных учебных мастерских. К такому оборудованию относятся классная доска с цветными мелками и указкой, макеты дорожных знаков и светофоров, доска с нанесенной разметкой перекрестков, магнитные фигурки для имитации различной дорожной обстановки, шторы затемнения на окнах, стулья и столы. Для передачи информации рекомендуется иметь телевизор с видеомагнитофоном, магнитофон, диапроектор. Наглядный материал может быть представлен в виде плакатов, схем, чертежей, выполненных по возможности на листах одного размера в цвете, а также фотографий, диаграмм, макетов кинофильмов. Плакаты, чертежи, схемы для большей сохранности и удобства пользования наклеивают на фанеру, картон и снабжают шнурами для подвешивания. Хранить их необходимо в вертикальном положении в ящиках, установленных под классной доской или у стен.
Желательно иметь стенд с современной литературой по безопасности движения, кинопроектор или универсальный эпидиаскоп, который позволяет показывать на экране диапозитивы, а также фотографии и рисунки из книг.
Интересен опыт применения стенда с планшетами. Содержание их может быть посвящено любой из тем, предлагаемых на занятиях. Благодаря применению планшетов (папки с файлами) экономится место в кабинете, обеспечивается большая сохранность рисунков, их наглядность. Для лучшего усвоения материала учащимися планшеты по отдельным темам окрашиваются в разные цвета.
Все наглядные пособия и технические средства, находящиеся в кабинете, систематизируются и рационально размещаются примерно по следующим разделам:
– информационный материал о фактах дорожно-транспортных происшествий с детьми и нарушений учащимися школы правил дорожного движения;
– правила дорожного движения;
– условия движения транспорта и пешеходов в микрорайоне школы;
– опыт работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
– справочный материал.
Информационный материал.
Для проведения профилактической работы по предупреждению несчастных случаев с детьми на дорогах школьный общественный инспектор по безопасности дорожного движения (БДД) должен на основании сведений дорожной полиции и штаба отряда юных инспекторов движения (ЮИД) систематически проводить анализ происшествий и нарушений правил дорожного движения. Это позволит выявить причины происшествий и выработать конкретные рекомендации по их предупреждению. Результаты анализа могут быть представлены в виде таблиц, диаграмм, схем.
В экспозиции размещаются материалы разбора нарушений учащимися школы правил дорожного движения, рейдов патрульной группы ЮИД. Рекомендуется оформлять молнии, бюллетени, сатирические листки и помещать их на специальном стенде (в общешкольном уголке по БДД) под названием: «Внимание! Они нарушают правила дорожного движения!» или «По сообщениям дорожной полиции», или «Штаб ЮИД сообщает».
Правила дорожного движения.
В этом разделе рекомендуется иметь небольшой стол-макет со схемами сложных перекрестков, находящихся на территории микрорайона. На макете должны быть обозначены трамвайные пути, разделительные полосы, линии разметки, места остановок общественного транспорта.
Лучшему усвоению учебной программы по темам «Дорожные знаки», «Дорожная разметка» помогут электрифицированные стенды с дорожными знаками и планшеты с примерами разметки. Хорошо иметь также стол с врезанным посередине стеклом. Под стеклом монтируется катушка с дерматиновой лентой, на которую нанесены перекрестки с имитацией различных дорожных ситуаций. Вращением ручки катушки меняют изображение и ставят перед учащимися конкретную задачу.
Большое место должно быть отведено плакатам по правилам дорожного движения. Значительную помощь в их изучении окажут киноустановка или телевизор с видеомагнитофоном для демонстрации фильмов по безопасности движения и магнитофонные записи на эту тему, которые транслируются через школьный радиоузел.
Условия движения транспорта и пешеходов в микрорайоне школы.
В этом разделе должна быть помещена схема микрорайона школы с указанием опасных участков дорог (узкие улицы, крутые повороты, спуск, повороты с плохой видимостью, нерегулируемые перекрестки и т.п.). Знание дороги и условий движения по ней помогают осознанному ориентированию. Здесь не должна быть схема безопасных маршрутов к школе.
Опыт работы по предупреждению
детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ).
Для этого раздела рекомендуется иметь стенд, на котором размещаются материалы об опыте проведения занятий по обучению правилам движения и тематических внеклассных мероприятий, об опыте работы отряда ЮИД в подшефном детском саду, его агитбригада, а также материалы конкурсов, различных тематических соревнований.
Справочный материал.
Большим подспорьем в работе кабинета является некоторый справочный материал: разработки уроков и тематических внеклассных мероприятий, объявления о проведении конкурсов, соревнований, игр, об итогах и победителях и т.п.
В кабинете должна проводиться вся работа по воспитанию учащихся дисциплинированными, грамотными пешеходами. Данная работа может носить индивидуальный характер, быть групповой или массовой. Занятия проходят в виде бесед, викторин, тестов, вопросов для самостоятельных ответов. Усвоение теоретического материала детьми и подростками проверяется путем опроса с применением необходимых учебных пособий.
Для учета работы, выполняемой в кабинете, рекомендуется вести журнал.
Примечание. Кабинет по ПДД может быть оформлен на базе какого-нибудь кабинета. В каждой школе имеются кабинеты начальных классов или среднего звена, где учителем собран большой материал по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, красочно оформлен уголок по ПДД с разработками занятий и внеклассных мероприятий, художественной и учебной литературой, наглядными пособиями. Поэтому, учитывая возможности администрации школы, данный кабинет дополняется обобщенными материалами из опыта работы других учителей школы.