Рефлексивный отчет
о моем обучении в отношении практики коучинга
«Суть коучинга – раскрытие потенциала личности для максимализации собственной производственной
эффективности. Он больше помогает личности обучаться,
нежели учит»
Т. Голви
До обучения на курсах второго уровня я не слышала это слово – коучинг. Даже после подробного изучениия сущности коучинга на первом этапе занятий «Лицом к лицу», мне многое было не ясно.
Поэтому к выполнению задания на практике я приступила с определенной долей неуверенности и боязни. Сначала я изучила литературу по данной теме и сделала для себя вывод, что коучинг- это процесс, который включает в себя сотрудничество, помощь в самореализации, поиск и принятие решений. Это не просто метод взаимодействия людей, это способ взаимного мышления, взаимного поиска трудных решений, метод ответов на сильные вопросы.
Мне очень понравилась фраза Джона Уитнера:«Однако невозможно научиться коучингу по книге, так же, как невозможно научиться водить автомобиль. Подобно любому мастерству, он требует практики». Я поняла: я смогу эффективно действовать в качестве коуча, только несколько раз поработав в этой роли. Учиться, пробовать, может быть, набивать шишки, но двигаться вперед.
Необходимыми качествами коуча считаю: доброжелательность, открытость, честность, готовность помочь, креативность, умение строить отношения на равных.
Успешному коучу необходимы навыки: активное слушание, умение вести диалог, умение задавать эффективные вопросы, ненавязчиво вносить предложения. Моя задача как коуча эти качества и навыки развивать и совершенствовать.
В нашей школе коучинг проводился впервые. Я понимала какая на мне ответственность и старалась, чтобы каждое занятие было интересным. Для этого чередовала виды деятельности.
Все задания, которые я предлагала учителям отражали модули Программы.
Первое, с чем мне надо было определиться, это выбрать темы для двух занятий. Причем темы должны учитывать потребности учителей, быть для них актуальны и должны помочь мне донести до коллег идеи Программы второго уровня.
Проведя предварительные беседы с учителями и анкетирование, я выяснила, что учителя нашей школы ничего не знают о процессе коучинга, его идеях, целях, эффективности. Кроме того, им ничего не известно о модулях Программы. Поэтому при первой встрече ознакомила учителей с основной идеей и семью модулями Программы.
На основании результатов анкетирования, тему коучинг занятий я определила так:«Являются ли учителя школы лидерами в образовании» и «Как мы будем оценивать учащихся на уроке». Целью первого коучинга я определила подвести коллег к осознанию необходимости развития лидерских качеств учителя новой формации, сконцентрировать внимание коллег на усовершенствовании и развития лидерства в образовании как долгосрочной перспективе.
Определяя цели занятий и составляя план их проведения, я хотела, чтобы учителя вынесли с них не только набор теоретической информации, но и прочувствовали на себе новые подходы в образовании; утвердились в значении фигуры учителя, как лидера
Коучинги я выстроила по структуре урока, т.е. стадии «Вызов- Осмысление-Рефлексия», так как считаю данную форму проведения очень эффективной.
В процессе проведения коучингов я заметила, что коучинг представляет собой конфиденциальный, креативный, активный и созидательный процесс
взаимодействия коллег, в ходе которого, на основе совместного обдумывания существующих практик преподавания, обмена идеями, побуждения со стороны коуча к рефлексивному диалогу, обучаемый учитель совершенствует профессиональные знания, имеющиеся навыки и опыт в целях повышения своей компетентности в отдельных аспектах практики, перехода на качественно иной, более глубокий уровень их понимания, и принятия решений о практической их реализации.(Руководство стр.165)
Оба занятия я начала с разминки и различных тренингов, целью которых было настроить коллег на занятие, отвлечь от проблем, с которыми они столкнулись за день на работе. Я боялась, что коллеги воспримут это скептически, скажут: «что за детские игрушки?», но нет, все восприняли тренинги позитивно. Видно было, что настроение у них поднялось.
Формой проведения тренингов я выбрала групповую работу Во – первых, таким образом я демонстрировала новые подходы в обучении, во – вторых, мне хотелось, чтобы учителя сами оказались в роли учеников. При работе в группах, выполняя различные задания, учителя формировали свои суждения, используя различные виды диалогов: кумулятивные беседы, исследовательские беседы, иногда дебаты. Например, обсуждая качества личности учителя, или определяя наиболее понравившиеся высказывания об учителях на первом коучинге. Или определяя свои методы оценивания на втором.
Итак, какие же выводы я могу сделать из своей практики коуча?
Несмотря на отсутствие у меня предыдущего опыта планирования и проведения коучинга, я считаю, что проведенные мною занятия достигли целей. Учителя были активны, неравнодушны. С готовностью выполняли все виды заданий, которые я предлагала. Коллеги увидели, как можно применить на своих уроках некоторые методики, которые я использовала. Так учитель литературы высказалась о намерениях использовать заполнение кластеров для развития критического мышления в условиях своих классов, а учитель математики – «Мозгового штурма». Учитель химии призналась, что, не смотря на то, что знает об эффективности работы в группах, очень редко использует эту форму работы на уроках и что теперь попробует пересмотреть свою практику.
Считаю, что научилась взаимодействовать с коллегами, приобрела неоценимый теоретический опыт и готова делиться с учителями.
После проведения коучингов для себя я усвоила, что коуч ни в коем случае не должен навязывать своё мнение при обсуждении, хотя иногда мне этого хотелось.
Эти два занятия оказали большое внимание на коллег:
– Учителя оценили эффективность и продуктивность работы в команде.
– Выразили готовность продолжать занятия по изучению модулей Программы.
– Осознали необходимость перемен в своей педагогической практике.
– Узнали как осуществлять эти перемены- через внедрение семи модулей Программы.
– Поставили перед собой задачу: работать над усовершенствованием практики сумативного и формативного оценивания.
– Поддержали мои мысли и намерения по организации творческих групп, целью и направлением работы которых будет решение различных педагогических проблем, возникающих в масштабах отдельных классов и всей школы.
– Коллеги начали применять на своих уроках рассмотренные на коучингах новые подходы в обучении.
Но были проблемы и недостатки:
– Консерватизм и скептицизм некоторых коллег, пришедших на коучинг.
– Сложившиеся стереотипы учителей, их взгляды на педагогическую деятельность и привычка к проведению традиционного преподавания. Позанимались на коучинге, поняли, что так проводить занятия хорошо и интересно, а на своих уроках применять особо не торопятся.
– Неготовность и нежелание тратить лишнее время на подготовку и проведение коучингов .
– Ожидание готовых рецептов деятельности.
Качества, которые у меня сфомировались, как коуча:
– я могу организовать работу в группах (что мне поможет в моей практике учителя при проведении своих уроков)
– могу подбирать нужный и интересный материал для проведения занятий.
-создавать и поддерживать позитивную атмосферу в течение занятия.
– могу планировать виды деятельности и поддерживать ритм работы с учетом интересов и желаний коллег.
– Могу формулировать вопросы разной степени сложности.
Моё будущее как коуча:
Продолжу работу по внедрению ключевых идей семи модулей Программы через разработку и проведение коучинг-сессий в своей школе. Необходимо объединить группу учитиелей-единомышленников с целью взаимодействия с ними в режиме Lesson stady.
Я понимаю, что это моя первая практика в качестве коуча и мне предстоит набираться да набираться опыта. Главное, не стоять на месте в своём профессиональном развитии.
Литература:
1. Руководство для учителя 2 (основной) уровень, издание 3, 2013 год.
2. Интернет ресурсы.
3. Джон Уитмор «Новый стиль менеджмента и управления персоналом»