Цель: показать практическое применение электромагнитных волн. Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.
Ход урока
I . Организационный момент
II . Повторение изученного
– Чему равна скорость электромагнитных волн в вакууме? Зависит ли она от системы отсчета?
– Чем отличаются электромагнитные волны от упругих?
– Под каким углом друг к другу направлены в электромагнитной волне векторы Е и В ?
– Что называют электромагнитным полем?
– Могут ли электрические и магнитные поля существовать обособленно друг от друга?
– Что характеризует вектор Е ? В каких единицах он измеряется?
– Что характеризует вектор В ? В каких единицах он измеряется?
– Почему утверждение, что в данной точке пространства существует только электрическое или только магнитное поле не является вполне определенным?
III . Изучение нового материала
Дж. Максвелл теоретически показал возможность существования электромагнитных волн.
Г. Герц в 1888 г. экспериментально доказал существование электромагнитных волн.
7 мая 1859 г. А.С. Попов .продемонстрировал прибор на заседании Русского физико-химического общества. Дальность – 250 м.
1899 г. – 20 км; 1901 г. – 150 км.
1. Задающий генератор (генератор высокой частоты) вырабатывает гармонические колебания высокой частоты ВЧ (несущая частота более 100 тыс. Гц).
2. Микрофон преобразовывает механические звуковые колебания в электрические той же частоты.
3. Модулятор изменяет (модулирует) по частоте или амплитуде высокочастотные колебания с помощью электрических колебаний низкой частоты НЧ.
4. Усилители высокой и низкой частоты УВЧ и УНЧ усиливают по мощности высокочастотные и низкочастотные электрические колебания.
5. Передающая антенна излучает модулированные электромагнитные волны.
6. Приемная антенна принимает электромагнитные волны. Электромагнитная волна, достигая приемной антенны, индуцирует в ней переменный ток той же частоты, на которой работает передатчик.
7. УВЧ.
8. Детектор выделяет из модулированных высокочастотных колебаний низкочастотные колебания.
9. УНЧ.
10. Динамик преобразует электромагнитные колебания в механические звуковые колебания.
Детекторный радиоприемник состоит из колебательного контура, антенны, детектора (диода), конденсатора постоянной емкости, телефона.
В контуре принятая волна возбуждает модулированные колебания. Конденсатор переменной емкости настраивает контур на резонанс с принятой радиоволной. Модулированные колебания ВЧ поступают на детекторный каскад. После прохождения детектора составляющая тока ВЧ идет через конденсатор постоянной емкости, а составляющая тока НЧ идет на обмотки катушек телефона, вызывающий колебания мембраны с той же звуковой частотой.
IV . Закрепление материала
– Что называют радиосвязью?
– Начертите блок-схему радиопередатчика и объясните назначение каждого блока.
– Начертите блок-схему радиоприемника и объясните назначение каждого блока.
– Что называют модуляцией? Какие виды модуляции вы знаете?
– Что называют детектированием?
– Начертите схему детекторного приемника, опишите его устройство и принцип работы.
V . Подведение итогов урока
Домашнее задание
§ 37