Поурочные планы по теме ‘Слепой метод печати на клавиатуре’ (34 часа)

0
1184

Список тем:

  1. Слепой десятипальцевый метод письма на клавиатуре. Его преимущества и возможности (1ч).
  2. Гимнастика пальцев (1ч).
  3. Основной (второй) ряд клавиатуры. Буквы ФЫВАП-РОЛДЖ. Упражнения 5-28 (7ч).
  4. Верхний (третий) ряд клавиатуры. Буквы ЙЦУКЕ-НГШЩЗХЪ. Упражнения 29-52 (6ч).
  5. Нижний (первый) ряд клавиатуры.
  1. Буквы ЯЧСМИ-ТЬБЮ. Упражнения 53-79 (8ч).
  2. Верхний регистр. Клавиша SHIFT. “Точка”, “запятая” (1ч).
  3. Четвёртый ряд клавиатуры. “Двоеточие”, “кавычки”, “дефис”, “тире”, “восклицательный и вопросительный знаки”, “скобки”, цифры. Упражнения 78-123 (10ч).
  4. Практическая работа (1ч).
  5. Приложение (1ч).

Примеры уроков:

Урок 1. “Слепой десятипальцевый метод письма. Его преимущества и возможности.”

Тема: “Слепой десятипальцевый метод письма на клавиатуре. Его преимущества и возможности.”

  1. Цели:
    Обучать слепому десятипальцевому методу письма.
  2. Развивать навыки работы с клавиатурой.
  3. Воспитывать интерес к предмету.

Ход урока.

Современный метод работы с клавиатурой – слепой десятипальцевый метод письма. По этому методу оператор работает «вслепую», т.е., не глядя на клавиатуру, всеми десятью пальцами. Клавиатура, при обучении по этому методу, распределяется на две зоны обслуживания: правой и левой рук. Каждый палец закреплен за определенными клавишами. Изучение клавиатуры по слепому методу производится по системе горизонтальных рядов, начиная со второго (основного) ряда клавиатуры.

Автоматизм движения пальцев вырабатывается в результате большой тренировки. Слепой метод письма можно считать освоенным только тогда, когда сознание пишущего перестает контролировать движение пальцев на клавиатуре письма. Скорость печати при слепом методе возрастает в полтора-два раза и улучшается качество письма. Работая по слепому десятипальцевому методу, можно достичь рекордной скорости: до 1000 символов в минуту.

Большое значение при овладении слепым десятипальцевым методом имеет правильная посадка за клавиатурой. Корпус нужно держать прямо. Спину прислонить к спинке стула. Ноги в коленях согнуть под прямым углом, а ступни ног поставить на пол параллельно друг другу. Смотреть на схему клавиатуры или текст, лежащие с левой стороны. Руки в локтях согнуть под углом 90°. Кисти рук и локти держать на одном уровне параллельно столу. Кисти рук не опускать на клавиатуру.

Исходная позиция пальцев – второй (основной) ряд клавиатуры. Пальцы устанавливаются на буквенные клавиши второго ряда: ФЫВА – для левой руки, ОЛДЖ – для правой. Промежуток между левой и правой рукам – две клавиши: П, Р. Для проверки правильной установки пальцев на исходные позиции, не глядя на клавиатуру, нужно указательными пальцами нащупать выпуклые черточки на клавишах с буквами А и О. Большие пальцы обеих рук находятся на клавише «пробел».
Если выпуклых черточек на клавишах нет, то нужно указательные пальцы левой и правой рук переставить на одну клавишу так, чтобы они коснулись друг друга; затем оба пальца возвращают на исходную позицию.

Удар по клавише должен быть легким, отрывистым, без задержки пальца на клавише. Удар производится подушечками пальцев, в нем принимают участие и кисти рук. При письме руки приподнимают над клавиатурой примерно на 1-2 см, а затем быстро и энергично ударяют по нужной клавише и возвращают палец на исходную позицию.
Письмо на клавиатуре должно быть ритмичным. Чередование ударов по клавишам через определенные промежутки времени составляют ритм письма. Ритмичное письмо повышает производительность труда и снижает утомляемость.

Вопросы и задания

  1. Что собой представляет слепой десятипальцевый метод письма?
  2. В чем преимущество этого метода перед другими?
  3. На каких клавишах должны находиться пальцы обеих рук?
  4. Как определить, не глядя на клавиатуру, правильно ли поставлены пальцы?

Урок 22. “Нижний (первый) ряд клавиатуры. Упражнения 78-79.”

Тема: “Слепой десятипальцевый метод письма на клавиатуре. Его преимущества и возможности.”

Цели:

  1. Обучать работе с нижним рядом клавиатуры.
  2. Развивать навыки работы с клавиатурой.
  3. Воспитывать интерес к предмету.

Ход урока.

У п р а ж н е н и е 78. Напишите каждую строку по 5 раз через один пробел.

антенна ель оттенок жужжать бок равнина щепотка уют
вазелин ток бассейн усадьба чек колонна магазин фея
аппетит чей барокко терраса луч авиация единица шут
обелиск лес черника лауреат чек биллион рессора еле
кабинет щит таблица явление язь кассета шампунь бур

У п р а ж н е н и е 79. Напишите гамму слов два раза по образцу через один пробел.

а баланс войлок гавань двадцатилетие ежовый жалоба забота и
ар барсук вампир герань дезинфекция ездить жребий заново им
аир бензин выгода гравий диаграмма ералаш жжение значок ива
алло бульон вплавь глобус деревня еретик жилище завтра идти
арена бордюр ваниль гранат декан ерунда жасмин зодиак идеал
абсурд балкон войлок грядка два ехидна железо зарево иволга
антенна бархат вокзал газель д ёжиком желток зодчий известь

кавалер лагерь магнит навага о пассив рабфак сервиз тактика
кнопка лектор минута наркоз ода пейзаж рецепт синтез табель
камея лангет монета невроз олифа плафон рюкзак стадия трюмо
край латынь монтаж ноябрь овощной прения радиус строфа трос
код левкой медаль нейлон общежитие порция резьба сердце три
ко льгота миссия нектар огнеупорный писчий рапорт соболь те
к логика мораль никель общеизвестный письмо резюме совхоз т

Вопросы и задания

  1. Выполнить упражнения данного урока 4-5 раз.