Поурочные планы по информатике для 9 класса (68 часов)

0
2304
информатика

Список тем:

  1. Техника безопасности.
  2. Знакомство с системой программирования Turbo Pascal.
  3. Первая программа. Структура. Сохранение. Выполнение.
  4. Простейшие линейные программы.
  5. Целый и логический тип. Условный оператор.
  6. Решение задач с условным оператором.
  7. Целый тип данных. Цикл с параметром.
  8. Решение задач на цикл с параметром.
  9. Работа с окнами. Пошаговое выполнение программы.
  10. Решение задач с циклом с параметром.
  11. Составление программ.
  12. Длинные целые числа. Цикл с предпроверкой.
  13. Составление программ.
  14. Цикл с постусловием.
  15. Составление программ.
  16. Алгоритм Евклида.
  17. Вложенные циклы.
  18. Решение задач на циклы с условиями.
  19. Графический режим. Система координат.
  20. Графические функции и процедуры.
  21. Составление программ.
  22. Графические процедуры и функции.
  23. Составление программ.
  24. Использование циклов в графическом режиме.
  25. Составление программ.
  26. Составление программ.
  27. Символьный тип данных.
  28. Вещественный тип данных.
  29. Ограниченный и перечисляемый тип. Оператор варианта.
  30. Составление программ.
  31. Описание переменных, констант и типов.
  32. Преобразование и совместимость типов.
  33. Контрольная работа.
  34. Процедуры. Описание процедур.
  1. Функции.
  2. Составление программ.
  3. Пример рекурсивного программирования.
  4. Файловый тип данных. Команды для работы с файлами.
  5. Текстовые файлы.
  6. Составление программ.
  7. Зачет.
  8. Одномерные массивы. Работа с элементами.
  9. Методы работы с элементами одномерного массива.
  10. Удаление элементов из одномерного массива.
  11. Вставка элементов в одномерный массив.
  12. Перестановка элементов массива.
  13. Составление программ.
  14. Двумерные массивы. Работа с элементами.
  15. Нахождение элементов с заданными свойствами.
  16. Изменение значений элементов двумерного массива.
  17. Вставка и удаление элементов двумерного массива.
  18. Перестановка элементов двумерного массива.
  19. Составление программ.
  20. Строковый тип данных.
  21. Строковый тип данных.
  22. Строковый тип данных.
  23. Составление программ.
  24. Множественный тип данных.
  25. Множественный тип данных.
  26. Составление программ.
  27. Комбинированный тип данных.
  28. Составление программ.
  29. Сортировка методом простого перебора.
  30. Сортировка методом простого обмена.
  31. Линейный поиск.
  32. Линейный поиск с использованием барьера.
  33. Составление программ.
  34. Зачет.

Примеры уроков:

Урок 19. “Графический режим работы в Турбо Паскале. Система координат”

Тема: “Графический режим работы в Турбо Паскаль. Система координат.”

Цели:

  1. Знакомить учащихся с основами работы в графическом режиме.
  2. Развивать навыки программирования.
  3. Воспитывать интерес к предмету.

Ход урока:

Проверка домашнего задания.

Для работы графического режима в языке Паскаль необходим модуль GRAPH.TPU, который подключается к программе командой: Uses Graph.

Для рисования прямых, окружностей и др. геометрических фигур нужно перевести экран в графический режим. Включается (инициализируется) графический режим командой: InitGraph.

Простейшая программа, использующая графические возможности, может иметь вид:

[stextbox id=’alert’ bgcolor=’e9ed9a’ cbgcolor=’e9ed9a’ bgcolorto=’e9ed9a’ cbgcolorto=’e9ed9a’ image=’null’]uses graph;
var a,b:integer;
begin
a:=detect;             {Автоопределение графического драйвера}
initgraph(a,b,”);     {Включить графический режим, граф. драйвер в текущем каталоге}
Line(0,0,640,480);  {Нарисовать линию}
readln;
closegraph;             {Выключить графический режим}
end.[/stextbox]

CloseGraph – выключение графического режима.
С графическим экраном связана система координат следующего вида:

Обратите внимание: начало координат находится в левом верхнем углу. Привычная для нас система координат «перевернута».
Длина оси Х – 640 точек, Y – 480 точек.

Line(x1,y1,x2,y2:integer) – рисовать линию, соединяющую точки с координатами (х1,у1) и (х2,у2).

Вопросы и задания:

  1. Нарисовать две диагонали экрана.
  2. Нарисовать на экране прямоугольник, треугольник, призму, ромб.
  3. Нарисовать прямыми линиями свое имя.
  4. Нарисовать свой почтовый индекс.
  5. Нарисовать прямыми линиями своё имя (инициалы).

Домашнее задание: конспект, задача.

Урок 25. “Составление программ на языке Турбо Паскаль”

Тема: “Составление программ на языке Турбо Паскаль”.

Цели:

  1. Обучать учащихся составлению графических программ в Паскале.
  2. Развивать навыки программирования.
  3. Воспитывать познавательный интерес.

Ход урока:

Проверка домашнего задания.

Задача:

Нарисовать на экране фрагмент тетради в клетку, используя циклические операции.

Решение:

[stextbox id=’alert’ bgcolor=’e9ed9a’ cbgcolor=’e9ed9a’ bgcolorto=’e9ed9a’ cbgcolorto=’e9ed9a’ image=’null’]Program Ex26;
uses graph;
var gd,gm,i,k:integer;
begin
gd:=vga;
gm:=vgahi;
initgraph(gd,gm,”);
k:=0;

for i:=1 to 64 do
begin
inc(k,10);
Line(k,0,k,480);
Line(0,k,640,k);
end;

readln;
closegraph;
end.[/stextbox]

 

Задача:

Нарисовать на экране изогнутую сетку:

Решение:

[stextbox id=’alert’ bgcolor=’e9ed9a’ cbgcolor=’e9ed9a’ bgcolorto=’e9ed9a’ cbgcolorto=’e9ed9a’ image=’null’]Program Ex27;
uses graph;
var gd,gm,i,k:integer;
begin
gd:=vga;
gm:=vgahi;
initgraph(gd,gm,”);
k:=0;

for i:=1 to 25 do
begin
inc(k,20);
Line(0,k,k,480);
end;
readln;
closegraph;
end.[/stextbox]

 

Вопросы и задания:

  1. Нарисовать изогнутую сетку в двух противоположных углах экрана.
  2. Нарисовать на экране треугольники при помощи цикла всеми возможными способами.

Домашнее задание: Нарисовать изогнутую сетку в четырех углах экрана.

Урок 34. “Процедуры. Описание процедур”

Тема: “Процедуры. Описание процедур.”

Цели:

  1. Ввести понятие процедуры.
  2. Развивать логическое мышление.
  3. Воспитывать интерес к предмету.

Ход урока:

Проверка домашнего задания.

Нередко в программах на языке Паскаль встречаются похожие или повторяющиеся фрагменты. Имеется возможность оформлять такие фрагменты в виде подпрограмм. Подпрограмме дается имя, по которому к ней можно обращаться. Использование подпрограмм улучшает структуру и внешний вид программ, уменьшает вероятность ошибок и облегчает отладку.

В Паскале имеется два вида подпрограмм – процедуры и функции.

Заголовок процедуры состоит из служебного слова Procedure, за которым следует имя процедуры, и в круглых скобках, список формальных параметров (который может отсутствовать). После заголовка могут идти те же разделы, что и в программе.

Общий вид процедуры:

Procedure Имя [(Список формальных параметров)];
Описательная часть
Begin
Тело процедуры
End;[/stextbox]

При вызове процедуры ее формальные параметры заменяются соответствующими физическими.

Фактические параметры – это параметры, которые передаются процедуре при ее вызове.

[stextbox id=’alert’ bgcolor=’afd0db’ cbgcolor=’afd0db’ bgcolorto=’afd0db’ cbgcolorto=’afd0db’ image=’null’]Количество и типы формальных и фактических параметров должно в точности совпадать.[/stextbox]

Формальные параметры описываются в заголовке процедуры и определяют тип и место подстановки фактических параметров. Формальные параметры делятся на два вида: параметры-переменные и параметры-значения.

Параметры-переменные отличаются тем, что перед ними стоит служебное слово Var. Они используются тогда, когда необходимо, чтобы изменения в теле процедуры значений формальных параметров приводили к изменению соответствующих фактических параметров.

Параметры-значения отличаются тем, что перед ними слово Var не ставится. Внутри процедуры можно производить любые действия с параметрами-значениями, но все изменения никак не отражаются на значениях соответствующих фактических параметров, то есть какими они были до вызова процедуры, такими же и останутся после завершения ее работы.

Все переменные программы делятся на глобальные и локальные.

Глобальные переменные объявляются в разделе описания переменных основной программы.

Локальные переменные объявляются в процедурах и функциях. Таким образом, локальные переменные «живут» только во время работы подпрограммы.

Пример:

Составить программу для вычисления а n. Целые числа а и n вводятся с клавиатуры.

Решение:

[stextbox id=’alert’ bgcolor=’e9ed9a’ cbgcolor=’e9ed9a’ bgcolorto=’e9ed9a’ cbgcolorto=’e9ed9a’ image=’null’]Program Ex34;
var a,n:integer;
s:longint;

Procedure Degree(x,y:Integer; Var st:Longint);
Var i:Integer;
begin
st:=1;
For i:=1 to y do st:=st*x;
end;

begin
Writeln(‘Введите 2 числа – основание и показатель степени’);
Readln(a,n);
Degree(a,n,s); {обращение к процедуре}
Writeln(‘Результат ‘,s);
Readln;
end.[/stextbox]

Процедура в языке Паскаль вызывается как оператор, состоящий из имени процедуры. В круглых скобках записываются фактические параметры. В нашем примере формальные параметры x, y, st принимают значения фактических параметров a,n,s соответственно. После завершения работы процедуры переменные а и n сохраняют те же значения, что и при вызове, а s получит новое значение.

Вопросы и задания:

  1. Нарисовать на экране последовательность из 7 одинаковых прямоугольников разного цвета.
  2. Нарисовать на экране 7 последовательных заполненных разным цветом звезд. Рисование звезды оформить в виде отдельной процедуры.
  3. Нарисуйте диагональ экрана, состоящую из 15 разноцветных закрашенных пятиугольников.

Домашнее задание: конспект, задача.

Урок 36. “Составление программ на языке Турбо Паскаль”

Тема: “Составление программ на языке Турбо Паскаль”.

Цели:

  1. Совершенствовать навыки программирования.
  2. Развивать логическое мышление.
  3. Воспитывать познавательный интерес.

Ход урока:

Проверка домашнего задания

Задача:
Нарисуйте «лес», состоящий из нескольких рядов «ёлочек», сложенных из треугольников.
Решение:

[stextbox id=’alert’ bgcolor=’e9ed9a’ cbgcolor=’e9ed9a’ bgcolorto=’e9ed9a’ cbgcolorto=’e9ed9a’ image=’null’]Program Ex36;
uses graph,crt;
var gd,gm,i,k:integer;
ch:char;

Procedure elka(x,y:integer);
begin
Line(x,y,x+10,y+10);
Line(x+10,y+10,x-10,y+10);
Line(x-10,y+10,x,y);
Line(x+5,y+10,x+15,y+20);
Line(x+15,y+20,x-15,y+20);
Line(x-15,y+20,x-5,y+10);
Line(x+10,y+20,x+20,y+30);
Line(x+20,y+30,x-20,y+30);
Line(x-20,y+30,x-10,y+20);
Rectangle(x-3,y+30,x+3,y+35);
end;

begin
gd:=vga; gm:=vgahi;
initgraph(gd,gm,”); k:=0;

for i:=1 to 12 do
begin
Inc(k,50);
elka(k,50); elka(k,100);
elka(k,150); elka(k,200);
elka(k,250); elka(k,300);
elka(k,350); elka(k,400);
end;

readkey; CloseGraph;
end.[/stextbox]

 

Вопросы и задания:

  1. Напишите функцию перевода часов в секунды.
  2. Напишите функцию для преобразования времени, выраженного в сутках, часах, минутах и секундах просто в секунды.

Домашнее задание: конспект, задача.

Урок 50. “Двумерные массивы”

Тема: “Двумерные массивы в Паскаль. Изменение значений элементов. Заполнение по правилу.”

Цели:

  1. Углублять знания учащихся о двумерных массивах.
  2. Развивать логическое мышление.
  3. Воспитывать интерес к программированию.

Ход урока:

Проверка домашнего задания.

Пример:
В массиве размерностью nхm к элементам четных столбцов прибавить элемент первого столбца соответствующей строки.
Решение:

[stextbox id=’alert’ bgcolor=’e9ed9a’ cbgcolor=’e9ed9a’ bgcolorto=’e9ed9a’ cbgcolorto=’e9ed9a’ image=’null’]Procedure Sub(var x:dmyarray);
Var i,j:integer;
Begin
For i:=1 to n do
For j:=1 to m div 2 do
Inc(x[i,2*j], x[i,1]);
End;[/stextbox]

 

Пример:

Заменить все отрицательные элементы на противоположные.

Решение:

[stextbox id=’alert’ bgcolor=’e9ed9a’ cbgcolor=’e9ed9a’ bgcolorto=’e9ed9a’ cbgcolorto=’e9ed9a’ image=’null’]Procedure Sub2(Var x:dmyarray);
Var i,j:integer;
Begin
For i:=1 to n do
For j:=1 to m do
x[i,j]:=abs(x[i,j]);
End;[/stextbox]

 

Пример:

Заполнить массив nхm змейкой следующим образом:

Решение:

Чтобы заполнить массив в таком порядке, нужно ввести правило заполнения: если ряд четный, то a[I,j]=(i- 1)*m+j, если ряд нечетный, то a[I,j]=i*m-j+1. По этому правилу составим процедуру:

[stextbox id=’alert’ bgcolor=’e9ed9a’ cbgcolor=’e9ed9a’ bgcolorto=’e9ed9a’ cbgcolorto=’e9ed9a’ image=’null’]Procedure Fill (var x:dmyarray);
var i,j:integer;
begin
for i:=1 to n do
for j:=1 to m do
if i mod 2=1 then x[i,j]:=(i-1)*m+j
else x[i,j]:=i*m-j+1;
end;[/stextbox]

 

Вопросы и задания:

  1. Последний отрицательный элемент каждого столбца массива заменить нулем.
  2. Составить программу заполнения и вывода на экран таблицы умножения.
  3. К элементам столбца К1 прибавить элементы столбца К2.

Домашнее задание: конспект, задача.