Поурочные планы по информатике для 9 класса (34 часа ГОСО 2010)

0
1278
изучение информатики

Список тем:

  1. Понятие модели и моделирование.
  2. Типы моделей. Статические и динамические модели (2ч).
  3. Способы моделирования.
  4. Понятие алгоритма. Свойства алгоритма.
  5. Способы представления алгоритмов. Блок-схемы.
  6. Типы алгоритмов: линейный, разветвляющийся, циклический. Понятие вспомогательного алгоритма.
  7. Этапы решения задач: постановка, алгоритм, метод, математическая модель, программа, анализ результатов. Метод пошаговой детализации.
  8. Языки программирования. Алфавит языка. Правила записи алгоритмов на языке программирования.
  9. Изучение возможностей системы программирования.
  10. Понятие программы и ее структура.
  11. Понятие типа данных. Стандартные типы данных.
  12. Понятие переменной. Основные характеристики: имя, тип, значение.
  13. Понятие выражения. Использование в выражениях значений разных типов. Оператор присваивания.
  1. Числовые функции. Организация ввода и вывода данных.
  2. Программирование линейных алгоритмов.
  3. Программирование условий и организации выбора. Условные операторы (3ч).
  4. Программирование циклических алгоритмов. Виды циклов. Операторы организации циклов (3ч).
  5. Графический режим. Координатная плоскость экрана (2ч).
  6. Графические операторы. Программирование графических объектов (2ч).
  7. Операции над символьными данными.
  8. Понятие и назначение массива. Типы элементов, размерность, индексы. Операции над одномерными и двумерными массивами (3ч).
  9. Основные виды компьютерной связи. Локальные сети: способы построения, организации работы, программное обеспечение.
  10. Глобальные информационные сети. Интернет. Электронная почта.
  11. Поиск информации в Интернет.
  12. Прием/передача сообщений по электронной почте.

Примеры уроков:

Урок 20-22. Программирование циклических алгоритмов. Виды циклов.

Цели:

  1. Обучать работе с циклическими конструкциями в языке Паскаль.
  2. Развивать логическое мышление.
  3. Воспитывать интерес к предмету.

Проверка домашнего задания.

Ход урока:

Циклы применяются в программах для повторения определенных действий. Если количество повторений заранее известно, то применяется цикл с параметром-счетчиком.

Общий вид цикла с параметром:

[stextbox id=’alert’ bgcolor=’e9ed9a’ cbgcolor=’e9ed9a’ bgcolorto=’e9ed9a’ cbgcolorto=’e9ed9a’ image=’null’]for i := A to B do
begin
<Тело цикла>;
end;

for i := A downto B do
begin
<Тело цикла>;
end;[/stextbox]

 

Где:

i – параметр;
А – начальное значение параметра;
В – конечное значение параметра;

Начальное и конечное значение параметров может быть представлено константами, переменными, арифметическими выражениями.

Работа цикла For i:=А То В Do <тело цикла>:

Сначала вычисляются значения А и В. Если А<=В, то i последовательно принимает значения, равные А, А+1, …, В-1, В и для каждого из этих значений выполняется <тело цикла>. Если А>В, то <тело цикла> не выполняется ни разу.

Оператор цикла

For i:=А Downtо В Do <тело цикла> выполняется аналогичным образом, но значение i изменяется с шагом -1.

Если <тело цикла> состоит из нескольких операторов, то операторы цикла берутся в операторные скобки Begin – end.

Задача

Вывести на экран 10 раз свое имя.

[stextbox id=’alert’ bgcolor=’e9ed9a’ cbgcolor=’e9ed9a’ bgcolorto=’e9ed9a’ cbgcolorto=’e9ed9a’ image=’null’]var i:integer;
begin
for i:=1 to 10 do
begin
writeln(‘Лена’);
end;
readln;
end.[/stextbox]

 

Задача

Вывести на экран все двузначные числа, сумма цифр которых равна заданному числу N.

[stextbox id=’alert’ bgcolor=’e9ed9a’ cbgcolor=’e9ed9a’ bgcolorto=’e9ed9a’ cbgcolorto=’e9ed9a’ image=’null’]var i,n:integer;
begin
writeln(‘Введите число:’);
readln(n);
for i:=10 to 99 do
if (i div 10)+(i mod 10)=n then writeln(i);
readln;
end.[/stextbox]

Задача

Среди четырехзначных чисел выбрать те, у которых все цифры различны.

[stextbox id=’alert’ bgcolor=’e9ed9a’ cbgcolor=’e9ed9a’ bgcolorto=’e9ed9a’ cbgcolorto=’e9ed9a’ image=’null’]uses crt;
var i,a,b,c,d:integer;
begin
clrscr;
for i:=1234 to 9999 do
begin
a:=i div 1000;
b:=(i div 100) mod 10;
c:=(i mod 100) div 10;
d:=i mod 10;
if (a<>b) and (a<>c) and (a<>d) and (b<>c) and (b<>d) and (c<>d) then writeln(i);
end;
readln;
end.[/stextbox]

 

Задание
Найти сумму целых положительных чисел из промежутка от А до В, кратных 4 (значения переменных А и В вводятся с клавиатуры).

Цикл с предусловием или с предпроверкой используется тогда, когда количество повторений заранее не известно, а задается некоторое условие продолжения цикла.

Оператор цикла с предусловием:

[stextbox id=’alert’ bgcolor=’e9ed9a’ cbgcolor=’e9ed9a’ bgcolorto=’e9ed9a’ cbgcolorto=’e9ed9a’ image=’null’]while <условие> do
begin
<тело цикла>
end;[/stextbox]

 

Выполнение цикла с предусловием начинается с проверки условия. Если <условие> соблюдается, то выполняется <тело цикла>, затем вновь проверяется условие и т.д. Как только <условие> перестает соблюдаться – <тело цикла> не выполняется.

Цикл с предпроверкой работает до тех пор, пока <условие> истинно.

Примечание.

  1. Если <тело цикла> состоит из нескольких операторов, то они должны быть объединены операторными скобками begin и end.
  2. В цикле обязательно должен быть оператор, который влияет на соблюдение условия, иначе произойдет зацикливание.

Задача

Подсчитать количество цифр заданного натурального числа N.

[stextbox id=’alert’ bgcolor=’e9ed9a’ cbgcolor=’e9ed9a’ bgcolorto=’e9ed9a’ cbgcolorto=’e9ed9a’ image=’null’]uses crt;
var n:longint;
k:integer;
begin
clrscr;
writeln(‘Введите натуральное число’);
readln(n);
k:=0;
While n<>0 do
begin
Inc(k); { k:=k+1;}
n:=n div 10;
end;
Writeln(‘Количество цифр: ‘,k);
readln;
end.[/stextbox]

 

Задача

Найти количество четных цифр натурального числа.

[stextbox id=’alert’ bgcolor=’e9ed9a’ cbgcolor=’e9ed9a’ bgcolorto=’e9ed9a’ cbgcolorto=’e9ed9a’ image=’null’]var n,k:integer;
begin
k:=0;
write(‘Введите число: ‘); readln(n);
while n<>0 do
begin
if (n mod 10) mod 2=0 then inc(k);
n:=n div 10;
end;
writeln(‘Четных цифр – ‘,k);
readln;
end.[/stextbox]

 

Для программной реализации циклических алгоритмов с неизвестным заранее числом повторений имеется еще один оператор – оператор цикла с постусловием (постпроверкой), который имеет следующий вид:

Оператор цикла с постусловием:

[stextbox id=’alert’ bgcolor=’e9ed9a’ cbgcolor=’e9ed9a’ bgcolorto=’e9ed9a’ cbgcolorto=’e9ed9a’ image=’null’]Repeat {повторять}
<Тело цикла>
Unill <условие выхода>;[/stextbox]

 

Этот оператор отличается от цикла с предусловием тем, что проверка условия производится после очередного выполнения тела цикла. Это обеспечивает выполнение тела цикла хотя бы один раз.

Обратите внимание на то, что данный оператор цикла предполагает наличие нескольких операторов в теле цикла, поэтому служебные слова begin и end не нужны.

Последовательность операторов, входящих в тело цикла, выполняется один раз, после чего проверяется соблюдение условия, записанного следом за служебным словом Until. Если условие соблюдается, цикл завершается. В противном случае – тело цикла выполняется еще раз, после чего снова проверяется соблюдение условия.

Цикл с постусловием работает до тех пор, пока не станет истинным <условие>.

Задача

Найти сумму всех нечетных цифр числа.

[stextbox id=’alert’ bgcolor=’e9ed9a’ cbgcolor=’e9ed9a’ bgcolorto=’e9ed9a’ cbgcolorto=’e9ed9a’ image=’null’]var n,sum,k:integer;
begin
sum:=0;
k:=0;
write(‘Введите число: ‘); readln(n);
repeat
k:=(n mod 10);
if k mod 2<>0 then sum:=sum+k;
n:=n div 10;
until n=0;
writeln(‘Сумма нечетных цифр – ‘,sum);
readln;
end.[/stextbox]

 

Вопросы и задания

  1. Среди четырехзначных чисел выбрать те, у которых все четыре цифры различны.
  2. Найти сумму цифр числа, больших 5.
  3. Составить программу, проверяющую является ли последовательность из 10 чисел, введенных с клавиатуры возрастающей.
  4. Сколько раз данная цифра встречается в числе?
  5. Составить программу, проверяющую является ли натуральное число палиндромом, то есть таким, десятичная запись которого читается одинаково слева направо и справа налево.

Домашнее задание: конспект.