Поурочное планирование по биологии для 11-го класса (30 часов)

0
1751
литература

Список тем:

  1. Биосфера и свойства биомассы планеты Земля.
  2. Биомасса поверхности суши и океана. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере.
  3. Клеточная теория и её значение.
  4. Химический состав клетки. Неорганические вещества.
  5. Контрольная работа по теме клеточная теория.
  6. Органические вещества клетки. Белки, их строение.
  7. Строение и функции белков.
  8. Нуклеиновые кислоты – ДНК и РНК.
  9. Полугодовая контрольная работа.
  10. Обмен веществ. Аденозинтрифосфорная кислота – АТФ.
  11. Синтез полипептидной цепи на рибосоме. Особенности пластического и энергетического обменов растительной клетки.
  12. Синтез полипептидной цепи на рибосоме.
  13. Деление клетки. Митоз. Формы размножения организмов.
  14. Формы размножения организмов.
  15. Мейоз. Оплодотворение.
  16. Мейоз.
  17. Индивидуальное развитие организма – онтогенез. Возникновение и начальное развитие жизни на Земле.
  1. Возникновение и начальное развитие жизни на Земле.
  2. Генетика – наука о наследственности и изменчивости.
  3. Основные генетические термины и понятия. Первый закон Менделя.
  4. Основные закономерности наследования.
  5. Цитологические основы закономерностей наследования.
  6. Дигибридное скрещивание. Второй закон Менделя.
  7. Цитологические особенности дигибридного скрещивания. Явление сцепленного наследования и генетика пола.
  8. Явление сцепленного наследования и генетика пола.
  9. Генотип как целостная система
  10. Генотип. Значение генетики для медицины и здравоохранения.
  11. Модификационная и наследственная изменчивости.
  12. Материальные основы наследственности и изменчивости.
  13. Генетика и эволюционная теория.
  14. Итоговая контрольная работа по теме генетика.
  15. Задачи современной селекции. Центры происхождения культурных растений.
  16. Работы И. В. Мичурина. Достижения селекции растений. Селекция животных.
  17. Годовая контрольная работа

 

Пример разработки урока:

Урок 17. Индивидуальное развитие организма – онтогенез. Развитие жизни на Земле.

Цели урока:
Обучающая: В ходе урока познакомить учащихся с развитием зародыша, а так же особенностями постэмбрионального развития. Познакомить учащихся с развитием и возникновением жизни на Земле.

Развивающая: Развивать чувство ответственности за изученный материал.

Воспитывающая: Продолжить формирование у старшеклассников эмоционально-ценностного отношения к изучению сложнейших процессов, происходящих в клетке при ее делении; убедить школьников в закономерности и логичности их протекания.

Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.
Организационный момент. План урока.

Методы контроля знаний (опрос) 5-7 мин.

Напишите характеристику процессов протекающих по фазам во время мейоза.

Профаза
Метафаза
Анафаза
Телофаза

 

Фазы Характеристика фаз
1 Все хромосомы выстраиваются в экваториальной плоскости клетки, образуя метафазную пластинку. Становится хорошо видно, что каждая хромосома состоит из двух хроматид и имеет перетяжку – центромеру. К каждой хроматиде в центромере крепятся нити веретена деления.
2 Достигнув полюсов, клетки хроматиды покрываются белковой оболочкой, приобретают обычную интерфазную форму и называются с этого момента хромосомами. Формируется оболочка ядер. После этого считается,что деление ядра (карио-кенез) завершено. В процессе деления цитоплазмы (цитокенез) органоиды распределяются по дочерним клеткам более или менее равномерно, образуется оболочка дочерних клеток.
3 Ядрышки и ядерная оболочка разрушаются. Хромосомы спирализуются и становятся видимыми в световой микроскоп. Центриоли расходятся к полюсам клетки. Начинают формироваться нити веретена деления.
4 За счет энергии АТФ начинается сокращение нитей веретена деления. Поэтому дочерние хроматиды разрываются на самостоятельные двуспиральные молекулы ДНК, которые и двигаются к полюсам клетки.

Напишите названия фаз которым соответствуют особенности протекающие в клетке.

Цифровой диктант

  1. Деление половых клеток при их созревании отличается от митоза и носит название (митоза).
  2. Уменьшение числа хромосом вдвое происходит в процессе созревания (половых клеток).
  3. В каком году был открыт процесс двойного оплодотворения цветковых растений? (1898г)
  4. В какой фазе происходит спирализация хромосом? (профаза)
  5. Процесс соединения гомологичных хромосом носит название… (конъюгация)
  6. После образования веретена деления наступает… (метафаза)
  7. Процесс слияния женской и мужской клеток… (оплодотворение)
  8. После оплодотворения наступает… (синтез ДНК)
  9. Половой процесс размножения покрытосеменных носит название… (двойное оплодотворение)
  10. Развитие организма из неоплодотворенного яйца… (партеногенез)
1 Синтез ДНК 12
2 1898г. 11 1-5 1-8
3 Метафаза 10 2-4 2-9
4 Половые клетки 9 3-2 311
5 Митоз 8 4-6 4-7
6 Профаза 7 5-7 5-6
7 Конъюнгция 6 6-3 6-10
8 Оплодотворение 5 7-8 7-5
9 1989г. 4 8-1 8-12
10 1876г. 3 9-11 9-2
11 Двойное оплодотворение 2 10-12 10-1
12 Партеногенез 1

 

Основная часть (изучение нового материала).

После процесса оплодотворения начинается индивидуальные развитие организма, которое называется онтогенез. Онтогенез делится на два период: эмбриональным (зародышевый) и пост эмбриональный (после зародышевый), те после (рождения) выхода из оболочки яйцеклетки.

Некоторые краткие сведения о развитии науки эмбриология.
Эмбриология (по греческий “embryon” — ca?iaiui, “logos”-iaoea) — это наука изучающая развитие эмбрионов. Рождение науки эмбриологии напрямую связано с именем академика русской академии К.Бэрон. Он в 1828 году в своем труде «История развития животных» опубликовал результаты данных об исследованиях развития зародышей млекопитающих и птиц.

К.Бэр в своем учении «Сходство зародышей» доказал что на начальной стадии эмбрионального развития всех позвоночных наблюдается сходства. В итоге им был открыт «закон сходства эмбрионов». Согласно этому закону в процессе развития в организме последовательно проявляются признаки характерные в начале типу, классу, роду, виду а затем чисто индивидуальные особенности. (Подобные сходства эмбриональных стадий объясняется единством происхождения всех живых организмов.

Большой вклад в дальнейшее развитие эмбриологии как наука внесли русские ученые А.О. Ковалевский и И.М.Мечников, А.О.Ковалевский исследовал эмбриональную клетку ланцетника. Результатом этого явилось открытие трех зародышевых листков: экзодермы, энтодермы, мезодермы, которые и дают начало развития зародыша. Взгляды Е.Дарвина на развитие эволюции, труды эмбриологов К.Бэра, А.О.Ковалевского, И.И.Мечникова явились фундаментов биогенетического закона открытого немецкими учеными Ф.Мюллером и Э.Реккелем.

Биогенетический закон гласит, что онтогенез (индивидуальные развитие) есть краткое повторение филогенеза (исторического развития).
Развитию биогенетического учения большой вклад внес русский ученый А.Н.Северцев. По его мнению, при индивидуальном развитии организма, повторяются признаки характерные не взрослым формам, а зародышам. Особый вклад в развитие учения эмбриологии внес своими исследованиями эмбрионов позвоночных и беспозвоночных Г.Шмидт.

Казахстанские эмбриологи профессор и Чагиров и профессор К.Баймуханбетов и др. внесли достойный вклад в развитие эмбриологии. Однослойный эмбрион и образование бластулы. В виде примера используем индивидуальное развития и размножения онтогенезе ланцетника. Ланцетник мечет икру в воде, его развитие также происходит в воде. Яйцо ланцетника, имеющее небольшое количество желтка, подвергается дроблению полностью.

Оплодотворенная клетка делится в начале на две, затем на 4 клетки. Затем в результате поперечного дробления образуется — 8, а далее при ряде непрерывных делении — 16,32,64,138 и т.д. и образует бластомер (93 — рис). В результате митотического деления образуются (множество мельчайших клеток) бластомер. В результате быстрых последовательных делений бластомеры не растут, а образуют сферу (шар) с полостью внутри. Это однослойный зародыш, состоящий из бластулы. После завершения формирования бластулы начинается следующий этап развития клетки.

Гатрула – образование двух зародышевых слоев.
В следующей стадии развития образуется второй слой клеток, в результате выпячивания внутрь (участка стенки бластулы). Эту двух слоенную стадию развития называют гаструла.

Гаструла — это двуслойнный зародыш, их так же называют зародышевыми листками (возникновение отчетливо выраженных пластов клеток). Наружный слой гаструлы — это эктодерма или наружные зародышевые листики, а внутренний слой — энтодерма, или внутренний зародышевый листок (93 рис К, N, М). Образовавшаяся путем выпячивания и ограниченная энтодермой полость представляет собой полость первичного кишечника, открывавшуюся наружи отверстием первичным ртом. Зародышей многоклеточных организмов образуется мезодерма в промежуточных слоях эктодермы и энтодермы. Нейрула. Деления клеток продолжается и на следующий стадии, называемой нейрула. Особенность этой стадии в том, что это время начинается закладка отдельных органов будущей личинки или взрослого организма.

На стадии нейрулы клетки эктодермы делятся, опускаются вниз образуют первую пластинку, затем нервный желобок. Далее он превращается в первую трубку зачаток центральной нервной системы (передняя ее часть расширения — это будущий головной мозг). Из эктодермы передней части развивающегося головного мозга, по бокам его, образуются два бокаловидных зачатка глаза, внешних покровов, зачатки органов слуха и обоняния и органов чувств. (Одновременно энтодерма образует трубку — будущий кишечных выросты, которого превращаются в легкие, печень поджелудочную железу). Образованная из энтодермы кишечная трубочка является началом пищеварительной системы, легких, печени, поджелудочной железы и т.д.

Мезодерма дает начало хорде, мышцам почкам, хрящевому и костному скелету, а также кровеносному сосудам будущего организма. Эмбриогенез увеличивается активность генов в хромосомах, обеспечивающих развитие органов, идет интенсивный синтез белков. Начальные стадии развития животных имеют много общего для всех организмов. Это является одним из доказательств единства происхождения всех живых организмов на земле.

Постэмбриональные развитие. Постэмбриональный (послезародышевый) период начинается с момента выхода организма из яйцевых оболочек, а при внутриутробном развитии зародыша млекопитающих — с момента рождения. Различают два вида постэмбрионального развития: прямое развитие и развитие с превращением (метаморфоза).

1. Прямым называется развитие, когда рождающийся организм сходен со взрослым. Он встречается у позвоночных животных пресмыкающихся, птиц, млекопитающие, а к беспозвоночных пиявок, многоножка, пауков и др.

2. Развитие с превращением (непрямое развитие) — в результате эмбрионального развития, образуется личинка. К животным с непрямым развитием относятся беспозвоночные животные, а из позвоночных зелено-водные Примером может служит непрямое превращение — беспозвоночных, пятнистой бабочки — крыжовницы. Развитие с превращением имеет особое значение (преимущества). Как правило, между личинками и взрослыми видами нет конкуренции за выживаемость (за место и пищу). Например, взрослая лягушка, питается насекомыми, На суше. А личинка, развивается в водной среде и там питается беспозвоночными. Такие примеры можно привести и о развитии беспозвоночных, вспомните курс зоологии.

Физминутка.

Зародышевые оболочки На каком этапе эмбрионального развития образуется? Какие органы и ткани образуются?
Эктодерма
Энтодерма
Мезодерма

 

В живом мире встречаются живые и неживые организмы.

? Попробуйте дать определение жизни.

Все живые существа состоят из белковых молекул. При гибели организма или при повреждении клетки происходит развертывание белков. Те белки, которые теряют свою природную конфигурацию, немедленно уничтожаются и заменяются новосинтезированными белками, то есть постоянное обновление.

Второй способ существования белков это – обмен веществ, при котором происходит выработка новых и непрерывное обновление.

Античное время и средние века – лягушки из ила, мухи из грязи.
Ван Гельмонт – мыши из грязного белья.
Парацельс – опубликовал способ искусственного изготовления человека (гомункулюса)
1661г. Франческо Реди – (опыт с кусочком мяса)
1860г.- Луи Пастеру присвоена премия по результатам исследования (S образная форма колбы). «Все живое из живого».

Современные теории происхождения жизни.

Текущий контроль, закрепление материала 5-7 мин.

1. Составить опорную схему стр. 199

2. таблица
Особенности закладки внутренних органов.

Стадии эмбрионального развития Основные особенности Изменения, происходящие с клетками зародыша Черты различия

 

Анализ урока.

Возвращение к цели урока.

Д\З П.51,52 Подготовиться к контрольной работе по теме «Размножение и индивидуальное развитие организма». (п. 47-52)

Выставление оценок.