Цель урока:
· Обуч. В ходе урока изучить строение и химический состав белков.
· Развив. Развивать логическое мышление, мировоззрение, память, речь.
· Воспит. Воспитывать всестороннее понимание материала, понимания сущности протекания в клетке процессов.
Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.
Орг. момент. План урока.
Методы контроля знаний (опрос) 5-7 мин.
Основная часть (новый материал).
В состав клеток входит множество органических соединений, которых нет в живой природе. К ним относятся углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты, АТФ. Многие органические молекулы являются полимерами (многозвеньевыми цепями) звеном в цепи является простое вещество – мономер. Углеводы и жиры способны в организме превращаться друг в друга.
Белки так же могут преобразовываться в жиры и углеводы, но жиры и углеводы в белки не превращаются. Углеводы встречаются в клетках различных организмов и выполняют там определенные функции.
Молекулы дисахарида представляют собой два остатка молекул моносахаридов, которые соединены друг с другом с помощью ковалентных полярных связей.
Полисахариды первого порядка (дисахариды) |
|
свекловичный сахар |
молочный сахар (мальтоза) |
содержится в клетках растений |
содержится в молоке животных и человека |
является источником энергии |
Молекула полисахарида состоит из тысячи молекул простых сахаров (моносахаридов) одинакового строения, которые соединяются между собой.
Полисахариды второго порядка |
|||
крахмал |
гликоген |
целлюлоза (клетчатка) |
хитин |
содержится в виде зерен.
|
отложен в запас в клетках печени человека и животных |
образует клеточную стенку у растений |
обр. поверхностные покровы беспозвоночных |
выполняют роль источника энергии |
выполняют защитную функцию |
В кишечнике человека и животных крахмал пищи расщепляется до глюкозы. Затем она всасывается из кишечника в кровь и доставляется в клетки. Избыток энергии запасается в виде АТФ. Большое количество энергии может превращаться в гликоген и откладываться в запас в клетках печени и мускулатуре. При интенсивной нагрузке, голодании, нервном напряжении процесс расщепления ускоряется, и глюкоза расходуется организмом.
Функции углеводов:
1. Энергетическая (кислородное расщепление глюкозы).
2. Структурная (входит в состав покровов, хрящей).
3. Участвует в синтезе других органических веществ (жиров)
4. Углеводы являются источников воды в организме (при расщеплении глюкозы)
Следующей группой органических соединений, содержащихся в клетке, являются жиры. Эти вещества могут иметь либо животное, либо растительное происхождение. Их характерной чертой является гидрофобность (неспособность растворяться в воде). Жиры входят в состав структур отделяющих внутреннее содержимое клетки от внешней среды. Жиры в клетке выполняют следующие функции:
1. Входят в состав внутриклеточных структур.
2. Выделяют энергию в результате процессов жизнедеятельности.
3. Защищают клетку и организм от резких колебаний температур и механических повреждений.
4. Запасают необходимые клетке вещество и энергию.
5. Являются источником воды.
Физминутка.
Текущий контроль, закрепление материала (проверка понимания) 5-7 мин.
Работа в парах.
Составить по два вопроса по теме и обменяться с соседней партой.
Итоговый контроль.
Анализ урока. Дом. задание. П. 37.