МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

0
689
преподавание

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации работы с родителями

по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

В большинстве дорожно-транспортных происшествиях с детьми прямо или косвенно повинны родители. Одни – потому что безответственно оставляли малышей без присмотра на улице, другие – потому что не приучили их к строгой дисциплине на улице и соблюдению Правил дорожного движения. Поэтому работа с родителями – одно из основных направлений в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма.

Периодически на школьных родительских собраниях следует говорить о роли семьи в привитии детям культуры и навыков правильного поведения на улицах и дорогах. По каждому конкретному случаю дорожно-транспортного происшествия с учащимися нужно проводить разъяснительную работу не только с детьми, но и с родителями. Необходимо довести до их сведения причины происшествия, какие правила были нарушены ребенком, подчеркнуть необходимость воспитания у ребят привычки соблюдать Правила дорожного движения.

Личный пример взрослых играет большое значение в воспитании у детей сознательного поведения на улице. Навыки правильного, безопасного поведения на улице и дороге переходят в привычку, когда дети убеждаются, что взрослые к Правилам дорожного движения относятся серьезно и строго их соблюдают. Однако, часто еще можно видеть родителей, переходящих проезжую часть улицы вместе с детьми в неустановленном месте или на красный сигнал светофора, перебегающих дорогу перед близко движущимся транспортом. Видя недисциплинированность школьников на улице, взрослые зачастую проходят мимо, не останавливают их, чтобы объяснить, какой опасности они себя подвергают, не требуют, чтобы дети выполняли Правила дорожного движения.

Поэтому большое внимание в школе должно уделяться всеобучу родителей по вопросам безопасности движения. В программах методико-педагогических материалов, университетов для родителей, которые сейчас работают почти во всех школах, нужно периодически включать беседы сотрудников дорожной полиции по Правилам дорожного движения, лекции педагогов «Роль семьи в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма», где ставить проблемы повышения ответственности взрослых за нарушение детьми Правил дорожного движения, давать конкретные рекомендации, как привить детям навыки сознательного и дисциплинированного поведения на улице.

Вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма следует периодически выносить на обсуждение родительских комитетов.

Родители – люди разных профессий, но каждый четвертый житель нашей области имеет удостоверение на право управления каким-либо видом транспорта. Они знают Правила дорожного движения и понимают, какой опасности подвергают себя и водителей дети, нарушающие их. Именно этих родителей и следует привлекать для организации обучения учащихся Правилам дорожного движения и создания материальной базы школы. Им можно поручить провести практическое занятие на улице или беседу с детьми, организовать экскурсию в автопредприятие.

Только совместная работа учителя на уроке и родителей в конкретных дорожных ситуациях, участниками которых они вместе с детьми становятся, может принести результат. Для этого после каждого урока по Правилам дорожного движения родители из специального информационного листка узнают о теме урока и знакомятся с правилами, на которые им нужно будет обратить особое внимание ребенка.

Так, очень сложным для рассмотрения в рамках обычного классного урока является, например, вопрос о том, каким должно быть оптимальное (безопасное) расстояние между пересекающим проезжую часть пешеходом и приближающейся машиной, чтобы пешеход спокойно успел завершить переход дороги. В младшем школьном возрасте восприятие пространственно-временных отношений носит еще очень несовершенный характер. Известные с дошкольного возраста названия единиц времени (минута, час, день и т.п.) наполняются содержанием и приобретают временную определенность лишь в конкретной деятельности, т.е. с постепенным накоплением опыта пребывания в различных повседневных ситуациях. Поэтому можно предложить этот вопрос (об оптимальном расстоянии между приближающейся машиной и переходящим проезжую часть пешеходом) в качестве практического домашнего задания для родителей и детей.

С целью организации такого рода совместной работы с родителями необходимо провести родительское собрание, целиком посвященное особенностям поведения детей на дорогах, необходимости преподавания Правил дорожного движения и эффективности совместных усилий.

В одном из исследований подвергались сравнительному анализу следующие приемы пропаганды безопасности: устрашение; обращение к разуму, к чувству ответственности перед семьей; юмор, сатира и др. Эффективность оказалась максимальной при обращении к чувству ответственности перед семьей и к разуму. Нравоучения в общем почти не имеют никакой перспективы, зато все большее распространение получает содержательная научно-популярная информация. Наряду с этим апелляция к ответственности родителей за здоровье и жизнь их детей – сильный аргумент, способный привлечь родителей к участию в обучении детей Правилам дорожного движения.

Предлагаем примерный план родительского собрания, посвященного этой теме:

Данные статистики о детском дорожно-транспортном травматизме.

Особенности поведения детей и подростков на улицах и дорогах.

Взрослый пешеход – пример для подражания ребенку.

Знакомство родителей с содержанием учебной программы по ПДД для учащихся школы.

Организация работы с информационными листками.