Цель урока: объяснить необходимость изучения механики; ввести понятия «траектория», «перемещение», «путь». Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.
Ход урока
I . Организационный момент
II . Изучение нового материала
Давайте вспомним основные разделы физики:
1. Механика.
2. Термодинамика.
3. Электродинамика.
Мы начнем изучение с механики, ибо относящиеся сюда явления более просты, а также потому, что знание законов механики окажет нам существенную помощь при изучении других разделов.
Механическим движением тела называется изменение с течением времени его положения по отношению к другим телам.
Приведите примеры механического движения. Например, движение людей,; воды в реках и морях, движение воздуха, Земли и т. д.
– Двигайтесь ли Вы, находясь в классе? (Вы находитесь в классе в покое относительно Земли, но движетесь вместе с ним вокруг Солнца. Например, автомобиль движется относительно деревьев, зданий, но пассажиры, находящиеся е нем, находятся в покое относительно автомобиля.)
Нет абсолютно неподвижных тел. Изучая движение планет вокруг Солнца, достаточно знать движение ее центров.
Говорят, тело принимаем за материальную точку. Материальной точкой называют тело, размерами которого в рассматриваемом случае можно пренебречь.
Если траектория прямая, движение называют прямолинейным, если кривая – криволинейным.
Траектория движения указывает все положения, которые занимала точка, но, зная траекторию, ничего нельзя сказать о том, быстро или медленно проходила точка отдельные участки траектории. Чтобы получить полное описание движения, нужно знать, в какой момент точка занимала то или иное положение на траектории. Описать движение можно:
– с помощью таблиц;
– графически;
– аналитически.
Пройденное точкой расстояние, отсчитанное вдоль траектории, называется путем.
Положение материальной точки в пространстве в произвольный момент времени можно определить, если ввести систему отсчета.
Система отсчета – совокупность тела отсчета, связанной с ним системы координат и часов.
– Какие системы координат вы знаете, приведите примеры. (Одномерные, двухмерные, трехмерные.)
Механику можно разделить на:
1. Кинематику.
2. Динамику.
3. Законы сохранения.
4. Колебания и волны.
Раздел механики, в котором движения изучаются без исследования причин называют кинематикой.
Для описания движения тела нужно указать, как меняется положение точек с течением времени. При движении тела каждая его точка описывает некоторую линию – траекторию движения.
Рукопись – это траектория кончика пера. В ожидании солнечного затмения астрономы заранее вычисляют траекторию движения лунной тени по поверхности Земли.
Движение относительно траектории зависит от высоты системы отсчета. На* пример, в безветренную погоду струи дождя представляются вертикальными, если за ними следить из окна стоящего вагона: капли оставляют на оконных стеклах вертикальные следы, если поезд тронулся, то по „ отношению к идущему вагону струи дождя представляются косыми: капли будут оставлять * на стеклах наклонные следы, наклон будет тем больше, чем больше скорость поезда.
Для описания движения тела нужно знать, как движутся различные точки тела. Иногда можно ‘ ограничиться описанием движения одной точки.
Системы координат: одномерные (движение автомобиля по прямой); двухмерные (шахматная фигура); трехмерные (полет мухи).
Существует материальная точка М с координатами (х, у) в момент времени t .
Совокупность координат х ( t ) и y ( t ) в момент времени t определяет закон движения материальной точки в координатной форме, тогда положение математической точки можно задать вектором .
Радиус-вектор – вектор, соединяющий начало отсчета с положением точки в произвольный момент времени.
Закон (или уравнение) движения в векторной форме – зависимость радиуса-вектора от времени г ( t ).
Тогда координаты связаны: х = cos a ; r = rx + r ! t / = rsin a ; rx = x гу -у.
Изменение положения движущегося тела в пространстве можно характеризовать либо изменением его координат, либо изменением радиуса-вектора, так как координатные и векторные описания движения эквивалентны.
Перемещение – вектор, проведенный из начального положения материальной точки в конечное.
III . Закрепление изученного
Упражнение 1. Какую систему координат следует выбрать (одномерную, двухмерную или трехмерную) для определения положения следующих тел:
1. Трактор в поле.
2. Вертолет.
3. Поезд.
4. Люстра в комнате.
5. Лифт.
6. Подводная лодка.
7. Шахматная фигура.
8. Самолет на взлетной полосе.
Домашнее задание
§ 22-23 упражнение 6(2)