МАТЕМАТИКА- Остановочный и тормозной путь

0
594
шрифт

ОСТАНОВОЧНЫЙ И ТОРМОЗНОЙ ПУТЬ

Остановочный путь (О) – расстояние, которое проходит автомобиль с момента обнаружения водителем опасности (в нашем случае пешехода) до полной остановки.

Тормозной путь (Т) – расстояние, которое проходит автомобиль с момента нажатия водителем на педаль тормоза до полной остановки.

Путь, пройденный за время реакции водителя (Р) – расстояние, которое проходит автомобиль с момента обнаружения водителем опасности до нажатия на педаль тормоза

О = Т + Р

Т = О – Р

Р = О – Т

1 сек – это среднее время, которое необходимо водителю,

чтобы оценить обстановку и принять правильное решение.

Остановочный путь складывается из трех составляющих:

путь, проходимый автомобилем за время реакции водителя

путь, проходимый автомобилем за время срабатывания привода тормозов

путь торможения

Величина Т определяет состояние тормозов.

Время реакции водителя – время, необходимое для зрительного восприятия какого-либо препятствия и принятия решения об объезде его или торможении автомобиля.

Таким образом, это время включает в себя восприятие, осознание опасности, передачу импульса и выполнение ответного действия. Это время составляет в среднем 0,5 – 1,2 сек (для расчетов – 0,8 сек).

Время срабатывания привода тормозов – время с момента нажатия на педаль тормоза до момента полного прижатия тормозных колодок к тормозным барабанам.

Это время зависит от типа, конструкции и технического состояния тормозного привода (для гидравлического привода – 0,2 – 0,3 сек, для пневматического – 0,5 –0,6 сек).

Путь торможения зависит от скорости движения автомобиля и состояния дороги, характеризуемого коэффициентом сцепления шин с дорогой.

для сухого асфальтобетонного покрытия – в среднем около 0,7

для мокрого асфальтобетонного покрытия – 0,4

для укатанного снежного покрытия – 0,2

Остановочный путь легкового автомобиля (м)

Скорость (км/час)

Сухой асфальт

Лед

30

15

45

40

25

75

50

30

110

60

40

155

70

47

210

80

55

270

90

70

335

За 1 секунду автомобиль проезжает при скорости:

20 км/час – 6 м

30 км/час – 8,3 м

40 км/час – 11 м

50 км/час – 14 м

60 км/час – 16,7 м

80 км/час – 22 м

90 км/час – 25 м

100 км/час – 28 м

Я (пешеход)

прохожу за 1 секунду

медленным шагом

0,8 метра

обычным шагом

1,0 метр

быстрым шагом

1,5 метра

ЗАДАЧА № 1. Определить сколько времени потребуется, чтобы перейти дорогу, шириной проезжей части 8 метров (дорога с четырьмя полосами движения) обычным шагом?

S – 8 м

V – 1 м/сек

T – ?

t = 8 м : 1 м/сек = 8 сек

Подсчитайте, сколько потребуется времени, чтобы дойти до середины такой дороги?

t = 4 м : 1 м/сек = 4 сек

После перехода проезжей части нужно иметь запас минимум в 4 сек по отношению к приближающемуся автомобилю.

ЗАДАЧА № 2. Определить на каком расстоянии до места выхода на дорогу должен находиться автомобиль, движущийся со скоростью от 40 до 100 км/час, чтобы вы смогли безопасно перейти проезжую часть шириной 4 и 8 метров? На сухом асфальте считайте, что вы идете обычным шагом, на скользкой дороге – медленным.

Зная скорость своего движения обычным и медленным шагом, заполните таблицу, определив безопасное расстояние до движущегося автомобиля.

Пример: Определить минимально безопасное расстояние до автомобиля, если ширина проезжей части, на которой он представляет опасность – 8 м, скорость автомобиля 60 км/ч (17 м/сек), скорость пешехода – 1 м/сек.

Решение:

Для перехода проезжей части шириной 8 метров пешеходу потребуется

8 м : 1 м/сек = 8 сек

Добавим к этому времени запасные 4 секунды.

8 сек + 4 сек = 12 сек

Определим минимально безопасное расстояние до автомобиля.

17 м/сек х 12 сек = 204 м

Как быстро реагирует водитель?

Скорость и интенсивность автомобильного движения постоянно растет. Но быстрота реакции водителя, естественно, остается той же. И чем выше возраст водителя, тем медленнее он реагирует.

Но как установить, достаточно ли быстро реагирует водитель или нет. В таблице указано расстояние, которое пройдет автомобиль с того момента, как водитель отметит поступивший сигнал, до того, как он нажмет на тормозную педаль.

Время реакции колеблется от 0,8 до 1,2 секунд.

Водитель, обладающий хорошей реакцией (около 0,3 сек), при скорости 100 км/час проедет еще 8,3 м, прежде чем нажмет ногой на педаль тормоза и т.д.

Но не каждый водитель, обладающий хорошей реакцией, правильно может сориентироваться в обстановке и вовремя нажать на тормоз. Бывает так, что водитель мгновенно реагирует на сигнал, но при этом нервничает, суетится и, понятно, попадает в неприятные ситуации чаще, чем тот, который реагирует медленнее, но действует спокойно и продуманно.

Время, которое нужно водителю,

чтобы, увидев сигнал, нажать на педаль тормоза.