Магнитное поле Земли

0
889
информатика

Цели: ознакомить учащихся со свойствами постоянных магнитов; до­биться понимания реального и объективного существования магнитного поля; пояснить происхождение магнитного поля Земли.

Демонстрации: взаимодействие постоянных магнитов; спектры маг­нитных полей постоянных магнитов; магнитное поле Земли; устройство и действие компаса.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Проверка знаний

Первые 10-15 минут урока целесообразно посвятить проверке качества Усвоения материала по теме «Магнитное поле тока». Для письменной про­верочной работы можно предложить следующие варианты разноуровневых заданий:

Уровень 1

1. Каким способом можно узнать, есть ли ток в проводе, не пользуясь амперметром?

2. Каким образом можно обнаружить наличие в пространстве магнит­ного поля?

Уровень 2

1. У зажимов аккумулятора не оказалось пометок о том, какой из них «плюсовой» и какой – «минусовой». Можно ли узнать это, имея компас?

2. Изготовляя самодельный электромагнит, можно ли неизолированный провод наматывать на железный сердечник?

Уровень 3

1. Какое направление имеет ток- в про­воднике, направление силовых линий магнитного поля которого указано стрелками ?

2. По направлению магнитных силовых линий, изображенных на рисунке 32, определите направление кругового то­ка в кольце.

III . Изучение нового материала

План изложения нового материала:

1. Постоянные магниты и их свойства.

2. Происхождение магнитного поля постоянных магнитов.

3. Магнитное поле Земли.

1. Экспериментальная презентация свойств магнитного поля электрического тока является исходной в методике данно­го урока. Для опыта можно взять стальной стержень (ножовочное полотно, напиль­ник) и намотать на него 20-30 витков изо­лированного провода. Пропустив по об­мотке постоянный электрический ток и, вынув стержень, обнаруживаем его магнитные свойства. Аналогичные опыты можно проделать с алюминиевым, медным, стеклянным и другими стержнями. Исследуя их, выясняем, что они не стали магнитами. Можно намагнитить стальные опилки, насыпанные в пробирку. Пробирка ведет себя как магнит. После встряхивания опилок ее магнитные свойства почти исчезают.

Намагничивание можно провести и в магнитном поле Земли. Тела, длительное время сохраняющие намагниченность, называют по­стоянными магнитами или просто магнитами.

2. Происхождение магнитного поля постоянных магнитов. Французский ученый Ампер объяснял намагниченность железа и стали существованием электрических токов, которые циркулируют внутри каждой молекулы этих веществ. «Элементарные токи» в веществе циркулируют потому, что в ка­ждом атоме обращаются вокруг ядра электроны (с огромной частотой). Они-то и образуют так называемые орбитальные токи и связанные с ними магнитные поля.

Далее учащимся демонстрируется опыт, доказывающий, что магнитное поле постоянного магнита, как и поле проводника с током, пронизывает различные тела. Можно поместить магнит в аквариум с водой, а также в безвоздушное пространство под колокол воздушного насоса и продемонст­рировать распространение магнитного поля в пустоте и в воде. Полезно сообщить учащимся, что космические корабли обнаружили магнитное поле Земли на больших расстояниях от нее, в безвоздушном пространстве.

После этого учитель демонстрирует взаимодействие магнитов, исполь­зуя подвешенный на нити магнит или демонстрационную магнитную стрелку на острие, к которой приближают полосовой магнит.

IV . Закрепление изученного

Если в конце урока остается время, можно с целью закрепления мате­риала обсудить ряд качественных вопросов по изученной теме: Как можно объяснить намагничивание железа?

– Как взаимодействуют между собой полюсы магнитов?

– Как с помощью магнитной стрелки можно определить полюсы у намагниченного стального стержня?

– Чем объяснить, что магнитная стрелка устанавливается в данном месте Земли в определенном направлении?

– Можно ли разрезать магнит так, чтобы один из полученных магни­тов имел только северный полюс, а другой – только южный?

Домашнее задание

§ 53 учебника; вопросы к параграфам.