В светлое сентябрьское утро маленькие граждане нашей страны с букетом цветов и ранцем за спиной идут в школу, чтобы воспользоваться своим правом на образование. Но так было не всегда. Сабит Муканов в послесловии к роману «Школа жизни» пишет: «Я оглядываюсь назад и вижу, на какую высоту поднялся мой Казахстан. Он обрел свою свободу, государственность, стал республикой индустрии… До октябрьской революции население кочевых аулов нашей степи было почти сплошь неграмотным, а такие мыслители и ученые, как Чокан Валиханов, могли только мечтать о таком будущем своей страны».
Сегодня стало модным обвинять традиционную школу в несостоятельности. Но мы знаем, чтобы построить здание, нужен прочный фундамент. А сложившаяся школьная система Казахстана имеет под собой твёрдую основу. Меня хорошо поймут те, кто получал образование в советской школе, где аттестат являлся показателем зрелости молодых людей, а учеба в институте была не ради диплома. Очевидно, выбор профессии для выпускников являлся обдуманным решением, желание приносить пользу Родине, обществу были не просто слова. Учиться в школе, где учитель « не просто порядочный житель», а учитель с большой буквы, нравственные черты которого – душевное богатство, скромность, честность, отзывчивость, дорогого стоит. Вспоминая своих учителей, теперь я понимаю, как сложно было подготовить хороший урок, чтобы ребятам было интересно, когда не хватало учебников, художественной литературы, а о методической литературе можно было только мечтать. В то время единственным техническим средством обучения был фильмоскоп, при помощи которого показывали диафильмы. И все же то обучение и воспитание было успешным, качественным и высоконравственным.
Я работаю учителем начальных классов. Уже 30 лет занимаюсь этим благородным трудом, который приносит мне радость. Мне посчастливилось работать по разным программам. Перед собой я поставила задачу – воспитать у своих учеников устойчивый интерес к учению, такой интерес, который позволил бы им не только успешно закончить первый этап обучения, но и охотно учиться в дальнейшей жизни. В своей работе я стараюсь применять опыт передовых учителей, стараюсь разнообразить уроки различными методами и подходами в обучении младших школьников. Для детей этого возраста, как известно, игра является ведущим занятием, поэтому для достижения целей урока применяю инсценировки и ролевые игры, диалоги. Всегда стараюсь меняться сама, идти в ногу со временем, что дает мне уверенность в моей работе и положительный результат. Мои выпускники, добрые, дружные, самостоятельные ребята.
Мы, учителя 21 века, стали свидетелями развития нашей страны и школьного образования. Уже недостаточно плыть по течению, необходимо работать на уровне европейских образовательных стандартов. Перед учителем стоит задача – научить детей самим добывать знания, анализировать, среди большого потока информации уметь выбирать главное. Работать стало интересно, в классах появились компьютеры, интерактивные доски. Использование их на уроках стало неотъемлемой частью моей работы. А применение методики работы в группах, парах, создание благоприятной, почти семейной атмосферы на уроке, дает детям возможность раскрыться. Личностные качества выпускника, интеллектуальное развитие, коммуникативные умения, лидерские способности вот те постулаты, которые ставятся во главу угла в современном, сегодняшнем казахстанском образовании.
Каким будет наше образование завтра?
Н. Назарбаев говорит: «У казахстанцев есть потенциал, надо дать возможности для его раскрытия». Наше государство открывает интеллектуальные школы, проводит переподготовку учителей, ребята наших школ участвуют в международных исследованиях. В будущем мы все чаще будем обращаться к опыту зарубежной школы. Если такой опыт идет во благо казахстанского образования, то его надо использовать, добавляя в него свой национальный колорит. Необходимо не потерять свою самобытность, не сводить роль настоящего учителя к роли посредника между компьютером и человеком. В моем понимании завтрашнее образование невозможно без живого участия педагога.
Хочу пожелать всем коллегам, чтобы ваши дети писали бы о своей учительнице: «У нас самая лучшая учительница на свете. Она добрая и справедливая, она дарит нам свою улыбку, частичку своей души. Мы все ее очень любим».