Цель: сформировать понятие напряженности электрического поля. Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.
Ход урока
I . Организационный момент
II . Повторение изученного
1. Опишите эксперимент Кулона.
2. Сформируйте закон Кулона.
3. В чем физический смысл коэффициента к?
4. Определите границы применимости этого закона.
5. Почему при описании механического движения не учитываются электрические силы?
III . Физический диктант .
Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона См. раздел «Самостоятельные и контрольные задания».
Ответы:
1. Да. 2. Нет. 3. Нет. 4. Нейтральными. 5. Увеличивается. 6. Уменьшается. 7. Уменьшается в 9 раз. 8. Диэлектрической проницаемостью. 9. В кулонах.
IV . Изучение нового материала
Взаимодействие зарядов по закону Кулона является экспериментально установленным фактом. Однако не раскрывает физической картины самого процесса взаимодействия. И не отвечает на вопрос, каким путем осуществляется действие одного заряда на другой.
Эксперимент 1
Подвесим на нитке легкую металлическую гильзу из фольги. Медленно приблизим к гильзе вертикально расположенную пластину пенопласта, предварительно зарядив ее натиранием шерстью.
— Что происходит? (Контакта нет, но гильза отклонилась от вертикали.) Так происходит взаимодействие на расстоянии. Может дело в воздухе, который находится между телами?
Эксперимент 2
Заряженные электроны помещают под колокол воздушного насоса. Воздух выкачивают. В безвоздушном пространстве электрон по-прежнему заряжен.
— Какой можно сделать вывод? (Во взаимодействии воздух не участвует.)
— Как же тогда осуществляется взаимодействие? Фарадей дал следующее объяснение:
Вокруг каждого электрического заряда всегда существует электрическое поле. Электрическое поле — материальный объект, непрерывный в пространстве и способный действовать на другие электрические заряды.
Взаимодействие электрических зарядов есть результат действия поля заряженных тел.
Физическая величина, равная отношению силы F , с которой электрическое поле действует на пробный заряд q , к значению этого заряда, называется напряженностью электрического поля и обозначается Е.
Опыт показывает, что если на электрический заряд q действуют одновременно электрические поля нескольких источников, то результирующая сила оказывается равной сумме, действующей со стороны каждого поля в отдельности.
V . Вопросы для повторения
1. Что такое электрическое поле?
2. Назовите основные свойства электрического поля?
3. Какое поле называется электрическим?
4. Что называется напряженностью электрического поля?
5. Чему равна напряженность электрического поля?
6. Сделайте чертеж, объясните сущность принципа суперпозиции электрических полей.
7. Какое электрическое поле называется однородным?
VI . Решение задач
Капелька массой 10гр находится в равновесии в электрическом поле с напряженностью 98 Н/Кл. Найти величину заряда капельки.
Домашнее задание
§ 32 Упражнение 14