Эффективные формы работы на уроках физической культуры в среднем звене

0
559
биология

Смагулов Е.К.,

СОШ № 83

г.Караганда

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ

Физическое воспитание играет важную роль в жизни человека, так как является основой здорового образа жизни. Современный человек должен вести здоровый образ жизни и стремиться к физическому совершенству. Поэтому основной формой занятий в школе, конечно, является урок физической культуры, решающий одну из актуальных проблем, проблему укрепления здоровья учащихся.

Основными задачами, которые ставит перед собой учитель физической культуры в школе, являются содействие правильному развитию подрастающего организма, укрепление здоровья, а также формирование навыков жизненно важных движений. Для того чтобы решить эти задачи, учитель использует на уроках различные игры, которые являются средством укрепления здоровья учеников. Игровая деятельность обогащает учащихся новыми впечатлениями и ощущениями, формируя физические, умственные и нравственные качества.

В истории общества игровая деятельность постепенно выделилась в самостоятельный вид практики из области первоначально нерасчлененного искусства, зародившегося на основе труда. Развитие игр, построенных на движениях, обусловливалось естественно-исторической потребностью людей обеспечить подрастающему поколению жизненно важную подготовку. [1, с. 6].

Игра является одним из основных средств и методов воспитания. При этом она может быть связана не только с конкретными общепринятыми играми, но и может быть применена на основе любых физических упражнений, учитывая возрастные категории учащихся. Физические упражнения, как средства физического воспитания, позволяют формировать необходимые умения и навыки, развивая физические способности подрастающего поколения.

Опыт педагогической деятельности в школе показал, что ученикам среднего звена наиболее интересны подвижные игры. При проведении урока физической культуры в 5-7 классах обычно используются игры в сочетании с гимнастикой, легкой атлетикой и спортивными играми, способствующие развитию ловкости рук и ног, равновесию, выносливости, внимательности, сообразительности, мышлению, быстроте движений.

Урок, как правило, состоит из трех основных этапов: подготовительного, основного и заключительного. К каждому этапу необходимо тщательно подобрать виды физических упражнений и игр, способствующих решению основных задач урока.

На подготовительном этапе проводится небольшая физическая разминка с элементами гимнастики и легкой атлетики для подготовки учеников к основным, более усложненным физическим действиям (тренировочные упражнения, учебная игра, различные виды подвижных и спортивных игр). Например, можно провести гимнастические и физические упражнения, целью которых является повышение активности для дальнейшей физической нагрузки. В комплекс таких упражнений входят 7-8 физических упражнений, которые воздействуют на различные мышечные группы. Они выполняются в течение 10-12 минут.

К основному этапу урока, учитывая возрастные категории учеников, можно отнести такие игры, как эстафеты с элементами спортивных игр (баскетбол, волейбол), которые закрепляют и совершенствуют навыки гимнастических или легкоатлетических движений. Обычнона подвижные игры отводятся 27-30 минут.

На заключительном этапе проводятся малоподвижные игры, способствующие восстановлению дыхания и расслаблению организма в целом. Они выполняются в течение 5-6 минут.

Для того чтобы проверить активность и физическую подготовленность учеников, был проведено наблюдение урока физической культуры в 5 классе.

Проанализировав работоспособность учеников на уроке, можно сделать вывод, что различные виды физических упражненийна каждом этапе активизируют их физические способности, укрепляя здоровье. Результат эффективности упражнений на каждом этапе показанна диаграмме.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, физическое воспитание составляет неотъемлемую часть воспитания учащихся в целом, так каксовершенствуя физические, умственные и нравственныекачества учащихся,укрепляет их здоровье.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. Т.1. – М. «Физкультура и спорт», 1961.с. 6.

2. Бикмухамедов Р. К. Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования // Теория и практика физической культуры. – 2003.- №7.