Изображения даваемые линзой.

0
510

Цели; сформировать практические умения применять знания о свойст­вах линз для нахождения изображений графическим методом.

Демонстрации: получение изображений с помощью линз. Побуждать учащихся к побуждению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Повторение.

Проверка знаний

С целью повторения пройденного, а также проверки глубины усвоения знаний учащимися, в начале урока целесообразно провести фронтальный опрос по изученной теме:

– Что такое линза? Каковы ее свойства?

– Что называется главной оптической осью линзы?

– Какую точку называют фокусом линзы? Что такое фокусное расстояние линзы?

Как по внешнему виду линз можно узнать, у какой из них короче фокусное расстояние?

Какая из двух линз, имеющих разные фокусные расстояния, дает большее увеличение?

III . Изучение нового материала

План изложения нового материала:

1. Экспериментальное наблюдение изображений светящейся точ­ки, даваемой линзой.

2. Построение хода лучей через собирающую и рассеивающую линзы.

3. Условия, при которых возникает то или иное изображение, и свойства каждого из них.

4. Построение изображения предмета.

1. Изучение вопроса о получении изображения светящейся точки пред­лагаем начать с постановки демонстрационного эксперимента. На экране отчетливо видно, что пучок, сформированный линзой, трансформируется из сходящегося в расходящийся. В месте наибольшего сужения преломлен­ного линзой пучка и обнаруживается изображение светящейся точки.

Далее с учащимися обсуждается вопрос о том, как изменяется положе­ние изображения светящейся точки при ее смещении относительно главной оптической оси. Для этого вначале светящаяся точка перемещается из «бесконечности» вдоль главной оптической оси по направлению к центру линзы и показывается, как при этом изменяется положение изображения, в каких случаях оно будет действительным, а в каких – мнимым.

Затем демонстрируется, куда смещается изображение, если светящаяся точка располагается выше (ниже) главной оптической оси.

Из описанных опытов следует, что по мере приближения светящейся точки к фокусу линзы расстояние от изображения до линзы увеличивается. Учащиеся убеждаются в том, что изображение светящейся точки будет действительным в тех случаях,”1 когда эта точка будет расположена перед фокусом линзы. Если светящаяся точка находится между фокусом и лин­зой, то ее изображение будет мнимым, так как в этом случае исходящий из светящейся точки пучок света не преобразуется линзой в сходящийся.

Аналогично демонстрируются опыты по получению изображения светя­щейся точки с помощью рассеивающей линзы. На основании этих опытов лег­ко убедиться, что рассеивающая линза дает только мнимое изображение.

2. Демонстрационные эксперименты завершаются выводами:

а) точечный объект и его изображение всегда лежат на одной опти­ческой оси;

б) луч, падающий на линзу парал­лельно оптической оси, после преломления через линзу прохо­дит через фокус, соответствую­щий этой оси;

в) луч, проходящий через фокус до собирающей линзы, после линзы распространяется парал­лельно оси, соответствующей этому фокусу;

г) луч, параллельный оптической оси, пересекается с ней после преломления в фокальной плоскости.

Руководствуясь вышеизложенными выводами, учитель объясняет учащимся условия, при которых воз­никает то или иное изображение, и свойства каждого из них (здесь d расстояние предмета до линзы; F фокусное расстояние линзы).

Предмет находится за двойным фо­кусным расстоянием линзы: d >2 F .

Линза дает уменьшенное, перевер­нутое, действительное изображение предмета, лежащее по другую сторону от линзы между ее фокусом и двой­ным фокусом (рис. 47).

Предмет находится на двойном фо­кусном расстоянии линзы:

d =2 F .

Линза дает равное, перевернутое, Действительное изображение предме­та, лежащее по другую сторону от линзы на двойном фокусном расстоянии

IV . Закрепление изученного

Построение изображения предмета

Домашнее задание

§ 71