ИТОГОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ЗА II ПОЛУГОДИЕ ЖАЛЕЙКИН

0
609
науки информатики

Жалейкин – мальчуган добрый. Когда видит рядом зло, очень страдает. И хочется ему вмешаться, все исправить и сделать доброе дело.

Прибежал однажды Жалейкин на пруд и ахнул: туристы на берегу свой костер не залили, бумажки и тряпки не собрали, банки и склянки не закопали.

– Вот неряхи! – вскричал Жалейкин.– Как им не жалко портить такой бережок! Придется навести порядок. Соберу весь мусор и брошу в пруд.

Снова стал бережок чистеньким и красивым. И пруд красивый: мусора на дне никому не видно.

Но прибежали на пруд купальщики и порезали о склянки ноги.

Рыболовы порвали об острые склянки лески и поломали о банки крючки.

А рыбы в пруду от грязного хлама и ржавчины стали болеть и задыхаться.

Хотел Жалейкин как лучше, а вышло – хуже. Столько сразу стало вокруг недовольных!

Всякое дело с умом делать надо, и уж если одно делаешь, то другое не порть! (139 слов.)

Н. Сладков

1. Как относился Жалейкин к злу?

2. Что возмутило Жалейкина в поведении туристов?

3. Как он навел порядок на берегу?

4. К чему это привело?

5. Какова главная мысль рассказа и какими словами она выражена?

6. В каких пословицах заключен тот же смысл? (Всякая работа мастера хвалит. За все берется, да не все удается. Уменье везде найдет примененье.)

7. Как вы думаете, почему у мальчика такая фамилия?

8. Какое чувство мальчика выражено словом «ахнул»? Подберите к нему слова, близкие по значению. (Остолбенел, обомлел, поразился.)

Лисья школа

В самой чаще леса поселилась лиса. У нее было пятеро лисят. Они жили в темной норе. Дети были слепые и без зубов. Мать кормила их своим молоком.

Открылись у малышей глаза. Мать стала выгонять их из норы. Бегают шалуны, играют. Катаются братья и сестры по траве. А мать сторожит их. Услышит шорох, гонит детей в нору.

Подросли лисята. Мать учит их ловить добычу. Пустит живую мышку между лисятами, а они ловят. Учительница строго следит за учениками. Чуть зевака упустит мышку, лиса цап его зубами.

Потом мать научила лисят ловить бабочек, жучков. Маленькие охотники смело бросаются на все, что движется. Теперь они и сами ищут пищу. Помогла им лисья школа.

Пришла зима. Звери стали большие. Шерсть у них рыжая, пушистая. Теперь они учатся лисьим хитростям. Умеют лисята слышать охотника. Молодые животные учатся путать след и убегать от собак.

Скоро лисята станут взрослыми лисами. Разбегутся они от матери в разные стороны. Станут сами ходить на охоту. По следу найдут лисы зайчика. Будет хищникам в добычу и мышка, и птичка. (144 слова.)

(по А. Бостром.)

1. Почему рассказ назван «Лисья школа»?

2. В какое время года лиса учила лисят?

3. Чему мать-лиса научила своих детенышей?

4. Как названа лиса в разных частях рассказа?

5. Как в разных частях рассказа названы лисята?

Что легче?

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошел. Идут домой – боятся:

– Попадет нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

– Я скажу, – говорит первый, – будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

– Я скажу, – говорит второй, – что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

– А я правду скажу, – говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка – глядь, лесной сторож идет.

– Нет, – говорит,– в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь – вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут – в гости идет.

Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь – вдвое.

А третий мальчик… (145 слов.)

В. Осеева

1. Как вы думаете, что сказал третий мальчик?

2. Как отнеслись к этому дома?

3. За какие две провинности ругали первого и второго мальчиков?

4. Почему правду всегда лучше сказать? А как поступил бы ты?

5. Перескажите рассказ, дополнив его.

У кого домик лучше всех

Наступила пора выводить птенцов. В лесу каждый построил себе дом. Оказывается, весь лес сверху донизу занят сейчас под жилье. Не так просто решить, какой дом лучше всех.

Самое большое гнездо у орла. Оно сделано из толстых сучьев и помещается на громадной толстой сосне.

Самое маленькое гнездо у желтоголового королька. У него весь дом с кулачок, да и сам-то он ростом меньше стрекозы.

Самый хитрый дом у крота. У него столько запасных ходов и выходов, что никак его не накроешь в его норе.

Самый красивый домик у пеночки. Она свила себе гнездо на березовой ветке, убрала его лишайником и легкой березовой кожурой и вплела для украшения кусочки разноцветной бумаги, что валялись в саду какой-то дачи.

Самое уютное гнездышко у долгохвостой синицы. Ее гнездо свито изнутри из пуха перьев и шерстинок, а снаружи из мха и лишайников. Оно все круглое, как тыквочка, и вход у него круглый, маленький, в самой середке гнезда. (150 слов.)

(По В. Бианки.)

1. Что представляет собой лес в летнюю пору?

2. Какие гнезда у орла, королька?

3. Почему дом крота самый хитрый?

4. Как пеночка сделала свой домик самым красивым?

5. Почему гнездышко долгохвостой синицы можно назвать самым уютным?

6. У кого же дом лучше всех?

7. Объясните смысл слова «накроешь». (Накрыть – поймать, застать неожиданно.)

8. Опишите (по выбору) домик одного из лесных жителей.

О чем горевали птички

Под сиренью, на пушистом снегу, собралась целая толпа птичек. Были тут воробушки – буйные головушки. Были тут чечетки – воробушкам тетки. Были тут синички – птички-мастерички. Были тут щеглята – веселые ребята. Собрались толпою, судят, что им делать.

– Чуть жив, чуть жив,– говорит воробей.

– Пинь-пинь, тарарах, кто голоден, тот дурак! – смеется синичка.

– Чего же поесть, чего же поесть? – спрашивает чечетка.

– Постойте,– сказала синичка.– Я всех вас выручу.

Порхнула она и полетела на окно. Стук-стук в стекло. Вдруг занавесочка поднялась. Черноглазая девочка появилась перед синичкой. Синичка испугалась и порхнула прочь.

Догадалась Леля, что птичкам голодно. Позвала она братьев. Живо устроили они кормушку. Насыпали в нее песку, а на песок всякого птичьего лакомства: проса, овса, хлебных крошек.

С тех пор хорошо жилось птичкам на нашем дворе. Каждый день слетались они к кормушке и пировали. А потом пели свои песенки. С каждым днем птичий хор пел все лучше и лучше. (150 слов.)

(По М. Богданову.)

1. Кто показал Леле, что птичкам голодно? Расскажите об этом.

2. Как Леля помогла птичкам?

3. Прочитайте разговор птичек. Озаглавьте их разговор.

4. Объясните значение слов «порхнула», «занавесочка», «прочь», «пировали». Как можно сказать иначе?

Пчелки на разведках

Настала весна. Солнце согнало снег с полей. В пожелтевшей, прошлогодней травке проглядывали свежие, ярко-зеленые стебельки. Почки на деревьях раскрывались и выпускали молоденькие листочки.

Проснулась и пчелка от своего зимнего сна, прочистила глаза мохнатыми лапками, разбудила подруг.

Видят пчелки, что солнышко светит ярко, что везде светло и тепло; они из улья и полетели к яблоньке:

– Нет ли у тебя, яблонька, чего-нибудь для бедных пчел? Мы целую зиму голодали.

– Нет, – говорит им яблонька, – вы прилетели слишком рано; мои цветы еще спрятаны в почках.

Полетели пчелки к вишне:

– Милая вишенка! Нет ли у тебя цветочка для голодных пчелок?

– Наведайтесь завтра,– отвечает им вишня,– сегодня еще нет на мне ни одного открытого цветочка, а когда откроются, я буду рада гостям.

Полетели пчелки к тюльпану: заглянули в его пеструю головку, но не было в ней ни запаху, ни меду.

Печальные и голодные пчелки хотели уже домой лететь, как увидели под кустиком скромный темно-синий цветочек: это была фиалочка. Она открыла пчелкам свою чашечку, полную аромата и сладкого сока. Наелись, напились пчелки и полетели домой веселешеньки. (169 слов.)

К. Ушинский

1. Какие приметы весны описаны в рассказе?

2. Что ответила пчелкам яблонька?

3. Почему пчелы не воспользовались тюльпаном?

4. Какой цветок помог им?

5. С какими словами обратились пчелы к яблоньке, вишне?

6. Почему цветок фиалки назван скромным?

7. Объясните выражение «полный аромата». Как можно сказать иначе? (Полный приятного запаха, сильно и приятно пахнущий.)

8. Объясните смысл заголовка.

Суд над Декабрем

Собрались на озере птицы и звери Декабрь судить. Уж очень от него натерпелись. Потер Ворон носище об лед и каркнул:

– День Декабрь сократил, а ночь сделал длинной-длинной. Засветло и червяка заморить не успеешь. Кто за то, чтоб осудить Декабрь за такое самоуправство?

– Все, все, все! – закричали все. А Филин говорит:

– А я против! Я в ночную смену работаю, мне чем ночь длиннее, тем сытнее.

Почесал Ворон ноготком затылок. Судит дальше.

– В Декабре скучища в лесу, ничего веселого не происходит. Кто за то, чтоб Декабрь за скукоту осудить?

– Все, все, все!

А из полыньи высовывается Налим и булькает:

– А я против! Какая уж тоска, если я к свадьбе готовлюсь? И настроение, и аппетит. Я не согласен!

Поморгал Ворон глазами, дальше судит:

– Снега в Декабре плохие: сверху не держит и до земли не дороешься. Измучились все, отощали. Кто за то, чтобы Декабрь вместе с плохими снегами из леса выставить?

– Все, все, все! – закричали дружно. Только Тетерев и Глухарь против:

– Нам в рыхлом снегу спится здорово: тепло, мягко. Пусть Декабрь остается.

Ворон только крыльями развел.

– Судим, рядим, – говорит, – а что сделать с ним, неизвестно.

Опять закричали все:

– А ничего с ним не делать, сам по себе кончится. Из года месяц не выкинешь. (199 слов.)

(По Н. Сладкову.)

1. Для чего собрались птицы и звери?

2. Какие обвинения предъявлял Декабрю Ворон?

3. Кто его защищал?

4. Почему звери и птицы решили оставить Декабрь?

5. Сколько птиц и зверей принимает участие в суде-разговоре?

6. Какое значение имеет слово «натерпелись»? (Испытали много горя, неприятностей.)

7. Объясните смысл предложения: «Засветло и червяка заморить не успеешь».

8. Как сказать иначе «отощали синицы»? (Похудели.)

9. Почему Ворон говорит не «скука», а «скучища», «скукота»?

Лесная быль

Говорит бабушка внукам Пете, Алеше и Маринке:

– Завтра встанете на зорьке, пойдете в лес за грибами да орехами. Кто лучше всех поработает, тому будет моя награда.

Отправились внуки в лес. Разошлись в разные стороны, весело за дело принялись.

Раньше всех вернулась домой Маринка. Принесла лукошко с верхом.

Орехи – один в один, спелые, золотистые. Грибы отборные, без единой червоточинки.

Вскоре прибежали и мальчики. Принесли орехов и грибов поменьше, чем Маринка.

Все наперебой хвалят Маринку.

Так и обедать сели.

Внесла бабушка пирог с вишнями и подала его внучке в награду.

Все пирогом лакомятся – не нахвалятся, а Маринка к пирогу не притрагивается, глаз не поднимает.

– Что с тобой, доченька? – встревожилась мама.

– Может, в лесу тебя кто-нибудь обидел? – спросил отец.

– Это я… обидела… – прошептала Маринка и горько расплакалась. – Начала я ореховые кусты обшаривать, вижу – дупло, а в нем – орехи, грибы. Белкина кладовая! Я выбрала из нее все до капельки…

Все сразу перестали есть.

– Это что же получается?! – всплеснула руками бабушка. – Мы здесь веселимся да радуемся, а белка горюет, убивается. Ведь погибнет она зимой с голоду вместе с бельчатами.

– Возьмешь, дочка, все грибы и орехи, отнесешь в лес, отдашь белке, – сказал отец.

Тяжела корзинка, но не захотела Маринка, чтобы ей братья помогли – стыдно было. Так одна и пошла к белке. (205 слов.)

(По Е. Ерухимович.)

1. За что бабушка обещала наградить внуков?

2. Что принесла Маринка из лесу?

3. Что принесли мальчики?

4. Какую награду приготовила бабушка своим внукам?

5. Почему Маринке стало стыдно?

6. как она исправила свою ошибку?

7. Объясните смысл заголовка. (Быль – то, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы.)

8. Как сказать иначе: «Встанете на зорьке»? (Встанете с зарей, то есть очень рано.)

9. Как вы понимаете смысл предложения: «Все наперебой хвалят Маринку»? (Хвалят, прерывая друг друга.)

Трусишка

Прошлую ночь Беляк провел на заснеженной лесной поляне. Светила луна, снег искрился. Беляк разгребал снежок, искал под ним траву. И вдруг рядом увидел молоденького Русака. Тут они начали носиться друг за другом. Набегавшись вдоволь, они принялись щипать траву. А потом опять играли. На рассвете разошлись по своим местам – Русак в поле, а Беляк – в перелесок.

И только улеглись, как пошел дождь. Он лил и лил, согнал весь снег, и опять показалась черная земля… Беляк плотнее припал к кучке опавших листьев. Но только он поднял свои длинные уши, как услышал неподалеку треск. И в это же время увидел своего приятеля Русака. За ним гналась лиса. Она уже догоняла его. Тут надо бы Беляку выскочить, отвлечь ее внимание на себя. Тогда лиса погналась за ними обоими и, наверное, ни одного не поймала бы. Но Беляк не побежал, только плотнее прижал уши. Он даже готов был влезть в землю, лишь бы лиса его не заметила.

Прошло немало времени, пока Беляк осмелился приподняться. Все было тихо. Дождь перестал. Успокоился ветер. Пошел снег. И к ночи земля снова побелела.

Беляк выскочил из-под елки и побежал к лесной поляне, где вчера так весело играл с Русаком. Беляк оглядывался по сторонам, не покажется ли где приятель? Но Русака не было видно. До самого рассвета он его ждал, но так и не дождался.

Не пришел Русак на поляну и на другую ночь. Не было его и на третью.

Больше его Беляк никогда не видел. (236 слов.)

(По С. Воронину.)

1. Кого встретил Беляк на лесной поляне?

2. Как изменилась погода?

3. Как вел себя Беляк, когда его приятель оказался в опасности?

4. Почему Беляк больше никогда не видел Русака?

5. Чему учит этот рассказ?

6. Какие пословицы и поговорки подходят по содержанию к этому рассказу? (Сам погибай, а товарища выручай. Друзья познаются в беде. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.) В какие эпизоды рассказа их можно включить?

7. Почему зайцев зовут Беляк и Русак?

8. Как вы понимаете выражения: «набегавшись вдоволь», «дождь согнал весь снег»?

9. Подберите другой заголовок к рассказу.