Цель: познакомить учащихся со свойством инерции. Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.
Ход урока
I . Организационный момент
II . Проверка домашнего задания
1. Сформулируйте определение средней скорости.
2. Как определяется мгновенная скорость при прямолинейном движении?
3. Может ли мгновенная скорость быть больше или меньше средней скорости?
III . Изучение нового материала
Эксперимент
Две одинаковые по размеру тележки – одну алюминиевую, другую стальную – столкнуть. За время столкновения они изменят свою скорость, получат ускорение. Ускорение алюминиевой тележки в три раза больше модуля ускорения стальной тележки, независимо от того, какие скорости были у тележки до столкновения. Отношение модулей ускорений взаимодействующих тел зависит только от того, какие тела взаимодействуют. Каждое тело обладает некоторым присущим ему свойством.
О теле, которое при взаимодействии изменило свою скорость на меньшее значение, говорят, что оно более инертно.
Свойство инертности, присущее всем телам, состоит в том, что для измерения скорости тела требуется некоторое время.
Инертность характеризуется особой величиной – массой.
То из двух взаимодействующих тел, которое получает меньшее по модулю ускорение, т.е. более инертно, имеет большую массу.
IV . Закрепление изученного
В каком из приведенных примеров речь идет о явлении инертности тела, о движении по инерции?
1. Малыш держит воздушный шарик, надутый водородом, на нитке.
2. Молоток насаживают на рукоятку.
3. На бруске стоит гиря.
4. Сапожник при ремонте ботинок насаживает их на металлическую «лапу».
5. Поезд движется равномерно прямолинейно.
Домашнее задание
§ 28-29. Упражнение 10