Голосеменные растения.
Цель урока: Обуч. Ознакомить учащихся с особенностями строения и размножения папоротникообразных на примере некоторых представителей.
Развив. Развивать логическое мышление, мировоззрение, память, речь.
Воспит. Воспитывать чувство бережного отношения к растениям, которые пока еще не стали легендой.
Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.
Орг. момент. План урока.
Методы контроля знаний (опрос) 5-7 мин.
1. часть – письменная. Р.Т .№107,108,109,110 стр.28
2 часть – устная.
Особенности размножения хвощей.
Особенности размножения папоротникообразных.
Основная часть (новый материал) 5-7 мин.
Голосеменные растения- семенные, размножаются при помощи семян( многоклеточные образования), в них содержится запас питательных веществ. Семенные растения
Голосеменные Покрытосеменные
(размножаются семена- (семена расположены внутри
ми, но плодов не образуют) внутри плода)
ГОЛОСЕМЕННЫЕ.
Кустарниковые формы
Древесные формы( сосна, ель, кедр, можжевельник, лиственница) Характеристика: Травянистых форм нет, вечнозеленые, плодов не образуют. Игловидные листья называются хвоёй.
Сосна обыкновенная: однодомное, светолюбивое растение. Хорошо растут на
освещенных местах. Сильная и разветвленная корневая система. Ствол имеет крону. В коре и сердцевине ствола есть смоляные каналы. Завязи не образуют. Весной на молодых побегах появляются маленькие шишки, одни зеленовато-желтые, другие красноватые. Мужские шишки Зеленовато-желтого цвета собраны группами на чешуях развиваются по два пыльцевых мешочка, в которых созревает пыльца, всё это снабжено пыльцевыми мешочками. Женские шишки – красноватые расположены они на тех же деревьях но находятся на концах молодых веток. На чешуйках красноватых шишек развиваются семязачатки, по два на каждой чешуйке, созревшая
пыльца созревает и её подхватывает ветер, после опыления чешуйки красноватых шишек смыкаются и склеиваются смолой. В пыльниках образуются мужские гаметы, а семязачатках – женские. Из зиготы развивается зародыш, из всего семязачатка –семя. Шишки становятся коричневыми. Семена созревают через1,5 года, а высыпаются через2 года.
Можжевельник обыкновенный: Двудомный хвойный кустарник. Шишки созревают ко второму, третьему году, похожи на ягоды. Хвойные растения имеют листья – хвою. У некоторых располагаются группами, сохраняется 3-6 лет.
Слатниковая форма ели Шленка: Двудомный, голосеменной кустарник, занесен в Красную книгу Казахстана. Медленно растет, толщина ствола 15 см., высота 10м., хвоя четырехгранная.
Зеравшанский можжевельник: Дерево высотой 5-10 м., вечнозеленое с листьями – хвоинками. В Казахстане встречается на юге Каратау и в Таласском Алатау, занесен в Красную книгу Казахстана. Размножается медленно, живет до 1000 лет.
Эфедра: Двудомное голосеменное растение, похожа на хвощ. Высота 15-40 см. Листья видоизменены в чешуйки, устьица расположены глубже. Ветки обладают лечебным свойством. Хорошо развита мощная корневая система. Этот кустарник предотвращает эрозию почв, регулирует круговорот воды в природе.
Хвойные имеют большое значение в природе и народном хозяйстве. Сосна содержит
антибактериальные вещества. Древесину используют как строительный и поделочный
материал. Получают искусственные шелковые нити, бумагу.
Физминутка. Текущий контроль, закрепление материала(проверка понимания) 5-7 мин.
Работа с переменой мест (вопросы на стр. 64)
Лабораторная работа №8
Таблица на стр.64.
Итоговый контроль.
Домашнее задание П.20 (табл. если не успеем в
классе) Анализ урока.