Формирование предметных и метапредметных знаний учащихся на уроках русского языка, математики”

0
702
числа

Требования современного общества к учителю таковы, что учитель постоянно должен заниматься самообразованием, расширением границ своих возможностей. Учитель должен уметь быстро меняться и уметь применять на уроках новые подходы и технологии.
Перед учителем, работающим на результат, постоянно встает вопрос, как спланировать и провести урок, чтобы ученик почувствовал уверенность в своих собственных силах и знаниях, какие методы и стратегии применить для реализации их успешности. Очень важно, чтобы детям было понятно, как нужно учиться, чтобы обучение не было в тягость. Именно для этого и разрабатываются новые методы и приемы обучения, которые способствуют улучшению качества образовательного процесса.
Долго…. почти 4 часа бились и разбирались с коллегами в чем разница между вопросами и заданиями., придумывали толстые, тонкие вопросы, составляли качественные выполнимые задания, формулировали темы исследовании..Я увидела в этом бурном обсуждении тоску учителей по настоящей педагогической полемике, поиску,исследованию, самовыражению,по работе, которая нравится и должно приносить удовлетворение..
Предложенная видеоматериалы, защита постеров -заставили встрепенуться еще вчера “спящих” учеников.Я хотела и услышала от учеников заветные, еще никому не сказанные, прежде никому не интересные и никем не услышанные мысли о “школе мечты” дальше -больше! этой мыслью прониклись многие…
Большое внимание уделяли развивающим ожидаемым результатам, в ходе которых учащиеся: самостоятельно определят тему и спрогнозируют результаты урока; продолжат развивать навык рефлексии своей деятельности на уроке. Первым этапом нашей работы стал этап актуализации и мотивации учащихся, который мы начали еще до начала самого урока. Перед началом урока мы решили провести актуализацию знаний посредством игры «Умный мячик», в ходе которой они повторили темы предыдущих уроков. Это позволило им активизировать имеющиеся данные для более глубокого усвоения новой темы, а значит ожидаемый результат урока, направленный на освоение новой темы, мог быть достигнут быстрее.
Непосредственно на самом уроке мы решили создать среду для развития и обучения своих учащихся, для этой цели мы используем различные разминки. Для чего мы применяем эти стратегии? Нашему мозгу для эффективной работы необходим кислород, а движение и активная мозговая деятельность насыщает его необходимым, поэтому данный активный метод явился не только хорошей разминкой, но и помог создать благоприятный психологический настрой на уроке, что также способствовало развитию коллаборативной среды. (Предлагается разминка на определение степени внимательности).
Каждый ожидаемый результат мы планировали с конкретной целью. Первый ожидаемый результат мы планировали с целью развития навыка саморегуляции через определение целей и задач урока. Для этого мы предложили учащимся стратегию обучения критическому мышлению, такую как визуальные средства обучения. Детям было предложено подумать, затем обсудить в парах и дать ответы на следующие вопросы: «Как вы думаете, что за слова изображены на картинке?», «Почему они расположены в два столбика?», «Как можно назвать данный рисунок?». В ходе данного обсуждения дети активно обсуждали в парах, анализировали, что способствовало развитию критического мышления посредством вопросов высокого порядка, которые привели их к формулированию темы урока.
В работе с учащимися учителя должны соблюдать нижеследующие рекомендации:
1. Обращайтесь к самолюбию учащихся.
2. Показывайте детям их достижения.
3. Осторожно поддерживайте соперничество.
4. Хвалите учащихся.
5. Критикуйте, сопереживая ученику. Психологи советуют это делать грамотно:
1) подбадривающая критика («Ничего. В следующий раз сделаешь лучше. А в этот раз не получилось»);
2) критика – упрек («Ну, что же ты? А я на тебя рассчитывал»);
3) критика – аналогия («Когда я был таким, как ты, я допустил точно такую же ошибку. Ну и попало же мне тогда от моего учителя»);
4) критика – надежда («Надеюсь, что в следующий раз ты выполнишь задание лучше»);
5) критика – похвала («Работа сделана хорошо. Но только не для этого случая»);
6) безличная критика («В нашем классе есть еще ученики, которые не справляются со своими обязанностями, не будем называть их фамилии»);
7) критика – озабоченность («Я очень озабочен сложившейся ситуацией, особенно у таких наших учеников, как…»);
8) критика – сопереживание («Я хорошо тебя понимаю, вхожу в твое положение, но и ты войди в мое. Ведь работа-то не выполнена…»);
9) критика сожаление («Я очень сожалею, но должен сказать, что работа выполнена не качественно»);
10) критика – удивление («Как? Неужели ты не подготовил урок? Не ожидал…»);
11) критика – ирония («делали, делали и сделали. Работа что надо! Только как теперь в глаза людям будем смотреть?»);
12) критика – упрек («Эх,ты! Я был о тебе более высокого мнения…»);
17) критика-требование («Работу тебе придется переделать!»);
18) конструктивная критика («Задание выполнено неправильно. Что ты собираешься теперь предпринять?»);
19) критика-опасение («Я очень опасаюсь, что в следующий раз работа будет выполнена на таком же уровне»).
Используя данные методы и приемы в своей практике, мы убедились в том, что приемы работы с информацией постепенно «переходят в руки» самому обучающемуся: он начинает активнее использовать в самостоятельной работе, начинает реально обучать себя сам, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.