Цель урока:
· Обуч. Углубить знания учащихся о значении непрямого деления клетки – митозе, о подготовке клетки к делению и его фазах.
· Развив. Сформировать у школьников умение объяснять причины и следствия внутриклеточных процессов, происходящих при митозе.
· Воспит. Убедить старшеклассников в том, что деление клетки действительно является основой размножения и индивидуального развития организма.
Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.
Орг. момент. План урока.
Методы контроля знаний (опрос). 5-7 мин.
1. Что играет роль матрицы? (макромолекулы)
2. Последовательное расположение аминокислот в синтезируемой молекуле белка (трансляция).
3. Чему соответствует размер участка рибосомы, в котором происходит трансляция? (два триплета)
4. Назовите первый белок, синтезированный исскуственно. (инсулин).
5. Только при наличии чего происходит синтез белка, назовите? (ферменты)
6. Синтез органических соединений, идущих за счет энергии солнечного излучения называется (фотосинтез).
7. Что образуется в результате процесса фотосинтеза? (глюкоза, кислород).
8. Назовите две фазы процесса фотосинтеза (световая, темновая).
9. Назовите способность синтезировать органические вещества из неорганических (хемосинтез).
10. Какие микроорганизмы осуществляющие хемосинтез очень важны? (азотфиксирующие, нитрифицирующие бактерии)
1. нитрифицирующие |
13 |
1 в. |
2 в. |
2. макромолекулы |
12 |
1-2 |
1-12 |
3. ферменты |
11 |
2-8 |
2-6 |
4. два триплета |
10 |
3-4 |
3-10 |
5. хемосинтез |
9 |
4-6 |
4-8 |
6. инсулин |
8 |
5-3 |
5-11 |
7. световая |
7 |
6-10 |
6-4 |
8. трансляция |
6 |
7-9, 11 |
7-5, 3 |
9. глюкоза |
5 |
8-7, 12 |
8-7, 2 |
10. фотосинтез |
4 |
9-5 |
9-9 |
11. кислород |
3 |
10-13, 1 |
10-1, 13 |
12. темновая |
2 |
|
|
13. азотфиксирующие бакт. |
1 |
|
|
Физминутка.
Основная часть (новый материал).
В основе размножения и индивидуального развития организма лежит процесс деления клеток: амитоз, митоз, мейоз. Боле подробно будем знакомиться с митозом и мейозом.
Митоз.
Основной способ деления эукариотических клеток. Процессу деления клеток предшествует этап клеточного цикла, который называется «интерфаза». В это время клетка осуществляет подготовку к делению.
Интерфаза.
1. Удвоение нитей ДНК в хромосомах.
2. Синтез молекул РНК, АТФ, белков.
3. Увеличение числа цитоплазмы(митохондрий, хлоропластов)
В митозе различают четыре фазы: профазу, метафазу, анафазу, телофазу.
Профаза – в ядре появляются тонкие нити, это хромосомы, в это время они укорачиваются и утолщаются. Хромосомы становятся хорошо видны. Каждая хромосома это удлиненное тело, состоящее из двух частей. К концу профазы ядерная оболочка растворяется, и хромосомы свободно располагаются в цитоплазме.
Метафаза. Завершается образование веретена деления и хромосомы располагаются по экватору. У каждой хромосомы происходит отделение хроматид друг от друга. В дальнейшем хроматиды расходятся к полюсам клетки.
Анафаза. Хроматиды находятся у полюсов за счет нитей веретена деления. При этом используется энергия АТФ.
Телофаза. У полюсов хромосомы начинают раскручиваться и они приобретают вид длинных нитей. В дочерних клетках вновь образуется ядерная оболочка, формируется ядрышко и происходит деление цитоплазмы. Клетки отделяются друг от друга.
Весь процесс длится в течении 1-2 часов.
Значение митоза:
1. Каждая дочерняя клетка получает точно такое же количество хромосом.
2. Точная передача наследственной информации от материнской клетки к дочерней.
Число хромосом.
Основу генетического вида составляет число хромосом характерное для данного вида (таблица стр. 184). Хромосомы содержатся по парам (так 46 хромосом человека составляют 23 пары). Совокупность хромосом называется хромосомным набором.
Любой многоклеточный организм несет два вида клеток:
Соматические клетки содержат диплоидный (двойной) набор хромосом. Ядра половых клеток содержат гаплоидный (одинарный) набор хромосом.
Валеопауза.
Развитие половых клеток.
Половые клетки развиваются в половых железах, в них различают три разных участка (размножения, роста, созревания). Рис. 92 на стр. 186.
Текущий контроль, закрепление материала (проверка понимания).
Работа с переменой мест.
1. В чем особенность митоза?
2. Какие четыре фазы различают в митозе?
3. Что происходит в первую фазу?
4. Что происходит во вторую фазу?
5. Что происходит в третью фазу?
6. Что происходит в четвертую фазу?
7. Что такое хромосомы?
8. Сколько по времени занимает митоз?
9. Каково значение митоза?
10. Особенности хромосомного набора.
11. Какие две формы размножения организмов существуют?
12. В чем особенность бесполого размножения?
13. В чем особенность полового размножения?
14. Как происходит развитие половых клеток?
Итоговый контроль. Анализ урока. П. № 47-48.