Цель урока:
· Обуч. Познакомить учащихся с экосистемами почвы и мирового океана, с закономерностями распространения и концентрации биомассы на нашей планете, а так же с сущностью круговорота веществ и превращение энергии в биосфере, простейшими циклами миграции атомов и веществ.
· Развив. Научить школьников обосновывать причины неравномерного распределения биомассы отражать взаимосвязи между организмами внутри экосистемы, а также научить школьников использовать знания в процессе работы.
· Воспит. Сформировать у учащихся убежденность в том, что ресурсы биосферы не безграничны и нуждаются в охране.
Орг. Момент. План урока.
Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.
Основная часть (новый материал)
Распределение биомассы по планете не равномерно. Начиная от полюсов к экватору биомасса постоянно увеличивается, а так же изменяется количество биологических видов и плотность жизни. Табл. № 1.
Но больше всего концентрация живых организмов в почве. Там в почве идет жесточайшее состязание за обладание пространством для жизни и размножения, пищей, кислородом. Почва образовалась как результат действия на горную породу различных абиотических и биотических факторов (температура, солнечные лучи, ветер, деятельность организмов, растений, животных). Сообщества организмов связаны друг с другом. Табл. № 2. Но многие виды хозяйственной деятельности человека вызывают массовую гибель почвенных организмов. Они обеспечивают КРУГОВОРОТ ВЕЩЕСТВ В БИОСФЕРЕ.
БИОМАССА МИРОВОГО ОКЕАНА (табл. № 3).
Несмотря на всё многообразие водных обитателей, их можно условно поделить на 3 группы, с учетом мест обитания в водоёме. Табл. № 4.
Между этими существами образуются сложные пищевые связи (табл. № 5).
ФИТОПЛАНКТОН – трансформатор энергии солнечного излучения, в энергию химических связей органических соединений тел одноклеточных водорослей.
Затем энергия поступает в тела животных. Но все же ресурсы мирового океана ограничены.
Физминутка.
Задание № 1. Составить опорный конспект биологического круговорота веществ.
Задание № 2. Как осуществляется биогенная миграция атомов в биосфере?
Задание № 3. Каково значение микроорганизмов в круговороте веществ.
Задание № 4. Какую роль в круговороте веществ и использовании энергии солнечного излучения играют растения, животные, микроорганизмы.
Текущий контроль, закрепление материала (проверка понимания).
Работа по схемам.
1. Что составляет биомассу суши?
2. Что составляет биомассу океана?
3. Каково воздействие человека на биомассу планеты?
Итоговый контроль, анализ урока.
Д/3 П. 29, 30 задания.