второе, дополненное и переработанное издание книги имеет подзаголовок «Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками» (для детей от 3 до 6 лет). Чрезвычайно интересная, глубокая и содержательная книга адресована не только специалистам, работающим с детьми, но и тем, кто воспитывает их в семье: родителям и даже бабушкам и дедушкам.
«Азбука общения» — прекрасное практическое пособие по формированию навыков общения у детей 3—6 лет, базирующееся на теоретических позициях отечественной и зарубежной психологии. В теоретической части книги сжато, конспективно, но очень информативно не только раскрываются специфические особенности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста в условиях семьи и коллектива, но приводятся обоснования диагностических и коррекционных методов работы с детьми.
Важно подчеркнуть, что в данном пособии предлагается не просто разрозненный набор методик, направленных на развитие навыков общения маленьких детей, но целостная, комплексная, апробированная в экспериментальной работе программа. Последовательное ее применение способствует установлению взаимопонимания между родителями и детьми, воспитателями и воспитуемыми.
Целью практического курса, ориентированного на создание игровых ситуаций, является стимулирование коммуникативной активности детей, побуждение их к сближению и общению между собой и со взрослыми. Авторы решают задачи пробуждения и укрепления у детей интереса к окружающим людям, развития индивидуальных способностей каждого ребенка, воспитания уважения и доверия, развития адекватной самооценки и самоконтроля, обучения искусству общения в различных ситуациях. Для решения этих задач предлагаются такие методы обучения детей, как развивающие игры, игры-соревнования, игры-имитации, различные упражнения, этюды, импровизации, наблюдения, прогулки, экскурсии, сочинения, беседы, рассказы и многое другое.
Важной прикладной особенностью книги является подробное описание психологических методик, их ключей и интерпретация результатов. Эти методики могут быть использованы в том числе и как диагностические средства эффективности работы по программе. Авторы предлагают следующие методики: М.И. Лисиной на диагностику трех основных форм общения; адаптированный вариант методики Рене Жиля; Э.Т. Дорофеевой на изучение эмоционального состояния ребенка; тест «Рисунок семьи»; изучение личностного поведения ребенка; оценка детей родителями; анкеты «Выражение лица» и «Трудности в общении».
Эти методики могут использоваться школьными психологами в младших классах. Поэтому берусь утверждать, что для тех, кто работает с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, эта книга станет прекрасным теоретическим, а главное практическим подспорьем в их нелегком, но благородном труде.
Секрет волшебных слов
Занятие первое
Цель
1. Раскрыть детям значение некоторых формул этикета.
2. Сформировать у них представление и потребность в доброжелательном общении с окружающими.
3. Познакомить их с правилами этикета, уточнить правила вежливого поведения.
Материалы
Кукла Пеппи Длинныйчулок, иллюстрации из книги «Уроки вежливости»
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Ребята, помните, мы читали книгу «Пеппи Длинныйчулок». Вам понравилась Пеппи? Какая она? (Ответы детей.)
Появляется зареванная Пеппи.
Воспитатель: Что случилось?
Пеппи: Я слышала, ребята сказали, что я невоспитанная, но я хочу научиться быть вежливой.
Воспитатель: Ребята, давайте отправимся в страну Вежливости и поучимся вместе с Пеппи быть вежливыми и воспитанными. Занимайте место в вагончиках. (Все «едут» под грамзапись.)
Воспитатель: Станция «Добрые слова»! Выходите, ребята.
— Что вы говорите, когда встречаете друзей?
— Что вы желаете, когда здороваетесь? Пеппи говорит, что можно здороваться по-разному. Это верно?
— Какими словами, жестами можно приветствовать друг друга?
(«Здравствуйте», «доброе утро», «добрый день», «привет», кивнуть головой, улыбнуться.)
— Молодцы, ребята, много знаете приветственных слов. А знаете ли вы, что еще в древние времена люди приветствовали друг друга вот так. (Показ картинки из книги «Уроки вежливости».) У всех людей на земле есть обычай приветствия. В русском языке есть прекрасное слово «здравствуй». «Здравствуй» — значит, будь здоров. Войдя в детский сад, школу, в гости — всюду сначала здороваются.
Пеппи: А какие вежливые слова вы еще знаете? («Спасибо», «пожалуйста».) Давайте поиграем в игру «Пожалуйста».
Все дети встают в круг. Воспитатель показывает разные движения, а играющие должны их повторить лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается, выбывает из игры.
Пеппи: А в каких случаях нужно говорить спасибо? (Ответы детей.)
— Расскажите случаи из своей жизни, когда вам приходилось кого-то благодарить. (Ответы детей.)
— А сегодня вы никого не забыли поблагодарить? А за что?
Пеппи: Послушайте стихи Ирины Токмаковой и хором можете произносить волшебные слова:
Маша знала слов немало,
но одно из них пропало.
А оно-то, как на грех, говорится
чаще всех.
Это слово ходит следом за подарком,
за обедом,
Это слово говорят, если вас…
благодарят (хором).
Но она молчит, как рыба, вместо
каждого… (спасибо).
Пеппи: Я думаю, что в вашей группе нет таких девочек и мальчиков.
Воспитатель: Ребята, наше путешествие продолжается. Садитесь в вагончики.
Пеппи: «Заколдованная станция».
На этой станции, ребята, я для вас приготовила трудные задачи. Если вы их решите, то тогда снова вернетесь в детский сад. Как поступить?
1. Вы встретились у входа в детский сад с чьей-нибудь мамой и не знаете, войти ли в дверь первым или подождать, пока она войдет?
2. В группу к нам зашла заведующая или медсестра. Что нужно сказать?
3. Когда закончили обед или ужин, как по-разному можно поблагодарить того, кто его приготовил?
4. Если няня помогла тебе завязать шнурки, как ты должен поступить?
Пеппи: Ребята, мы с вами правильно ответили на все вопросы. Садитесь в вагончики, а я остаюсь в стране Вежливости. Мы с вами еще не раз встретимся. А на прощанье:
Я вам желаю доброго пути!
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь!
А. Кондратьева
Поищем и найдем волшебные слова
Занятие 2
Цели
1. Развивать у детей умение вежливо обращаться друг с другом и с окружающими взрослыми.
2. Познакомить детей с тем, как можно словом воздействовать на чувства и поведение людей.
Материалы
Кукла Пеппи, книжки-малышки, альбом «Добрых дел».
ХОД ЗАНЯТИЯ
В группу входит грустная Пеппи, здоровается.
Воспитатель: Что случилось? Кто тебя обидел?
Пеппи: Когда я спешила к вам в детский сад, меня обидел плохими словами один мальчик: он наступил мне на ногу, толкнул меня и сказал, что я слепая и ничего не вижу.
Воспитатель: Дети, то, что случилось с Пеппи, — это плохо? Как должен был поступить мальчик? (Ответы детей.)
— Скажите, а когда вас обзывают, придумывают клички, дразнят — вам это нравится? Какое у вас тогда бывает настроение?
— Катя, а как дома тебя называют мама, бабушка? А тебя? (Ответы детей.)
— А зачем нужно, обращаясь к ребенку, называть его малыш, Витенька, солнышко, сынуля и т.д.?
— Нам с вами не все равно, как нас назовут, а ведь бывают и грубые обращения.
Пеппи: Ребята, я принесла вам книжки-малышки. Давайте рассмотрим их и попробуем разыграть эти сценки. (Пеппи раздает детям самодельные книжки.)
Сценки на картинках:
1. Ребенок просит маму купить игрушку, которая ему очень понравилась. Что он должен ей сказать?
2. Девочка хочет узнать у незнакомого человека время. Что она скажет?
3. На остановке в автобус входит старушка. Что делают дети?
4. Девочка хочет купить шоколадку. Как ей нужно обратиться к продавцу?
Пеппи: Молодцы, ребята! А вы знаете, что словом можно творить чудеса? Слово может рассмешить, огорчить, обидеть человека. Когда человек огорчен или обижен, то ему очень трудно справиться с плохим настроением, а добрым словом можно утешить. Ну а если вы кого-нибудь обидели или поступили неправильно, что нужно сделать? (Извиниться.)
Послушайте стихотворение А.Кузнецовой «Поссорились»:
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга —
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала,
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!»
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: «Играть давай».
Пеппи: Ребята, я хочу с вами попрощаться. Вы молодцы, много знаете хороших и добрых слов. А на прощанье я вам подарю альбом «Добрых дел», рисуйте в нем свои хорошие поступки. Спасибо вам за добрые слова, у меня поднялось настроение. До встречи!
В плену у королевы Грубости
Занятие 3
Цели
1. Формировать элементарные правила вежливости, представление о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и других.
2. Закрепить правила поведения в общественных местах.
3. Учить речевому общению в коллективе.
Материалы
Телеграмма от феи, картинки на правила поведения в транспорте, магнитофонная запись голоса королевы Грубости, маски с разным выражением лица, картинки с изображением хороших и плохих поступков, дерево, цветы, заготовки для цветов вежливости и грубости, кукла, сундук.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Ребята, нам пришла телеграмма от феи Вежливости. Давайте ее прочитаем.
«Дорогие ребята! Меня захватила в плен злая королева Грубости. Помогите мне, выручите меня из беды. Фея Вежливости».
Воспитатель: Что будем делать? (Ответы детей.)
Значит, решили освободить фею, а трудностей вы не боитесь?
Вбегает Шапокляк.
Шапокляк: Ой, куда это вы собрались?
Воспитатель: Во-первых, здравствуйте, а во-вторых, мы не знаем, кто вы.
Шапокляк: Я — злая старуха Шапокляк, люблю вредничать, пакостить, люблю невоспитанных детей.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы можем взять с собой Шапокляк? (Ответы детей.) Вот видишь, не хотят ребята с тобой дружить и идти вместе с тобой выручать из беды фею Вежливости.
Шапокляк: Ну и ладно, я все равно отправлюсь за вами и буду вам мешать!
Воспитатель: Ребята, как поступить? Давайте подумаем. (Дети с воспитателем встают в плотный круг, чувствуя плечо друга.)
Воспитатель: Уважаемая Шапокляк, мы посоветовались и решили, что возьмем тебя с собой, но с условием, что ты будешь воспитанной и вежливой. Итак, в путь! Нам придется добираться на троллейбусе. Садитесь.
Шапокляк ест конфету и мусорит.
Воспитатель: Уважаемая Шапокляк, вы нарушаете правила поведения в транспорте, наши ребята хорошо их усвоили. Расскажите, какие правила поведения вы знаете (показывает картинки). Дети называют.
Шапокляк: Какие воспитанные, как много знают правил! Я тоже не буду их нарушать.
Воспитатель: Ребята, мы с вами приехали во владения королевы Грубости, выходите из троллейбуса.
Голос королевы Грубости (звучит магнитофонная запись). Я — королева Грубости, и вы попали в мое царство! Я захватила в плен фею Вежливости. Теперь все люди будут грубыми, невежливыми. Но ее можно освободить, выполнив три моих задания.
Воспитатель: Что же мы будем делать? Вы не испугались? Вам хотелось бы, чтобы все люди были невежливыми? (Ответы детей.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти маски и выберите ту, которая больше всего подходит к королеве Грубости, мы ее не видели, но голос слышали. (Дети находят и объясняют свой выбор.)
Ребята, а попробуйте определить позу, в которой находится королева Грубости, покажите ее.
Голос королевы Грубости: Итак, первое задание: чтобы выручить фею, нужно выбрать правильный путь. Ищите этот путь.
Воспитатель: Ребята, смотрите, здесь действительно две дороги. (На одной — картинки с изображением хороших поступков, а на другой — плохих.) По какому пути нам нужно идти?
Шапокляк: А я выбрала и пойду по дороге плохих поступков. Кто со мной?
Воспитатель: Что ты, Шапокляк, послушай, что тебе скажут дети. (Дети объясняют, почему надо идти по дороге хороших поступков.)
Голос королевы Грубости: Вы правильно выбрали дорогу, но вот второе задание. На вашем пути будет заколдованное дерево, попробуйте его расколдовать.
Воспитатель: Смотрите, ребята, действительно дерево. Я знаю, как его расколдовать: надо рассказать пословицы и поговорки о вежливости. (Дети рассказывают и украшают дерево цветами.)
Шапокляк: Я тоже знаю одну пословицу: «Вежливости открываются все двери».
Голос королевы Грубости: Молодцы! Вот третье задание. Выложите цвета вежливости на волшебной поляне, и тогда я верну вашу фею.
Воспитатель: Ребята, скорей сюда, мы с вами на волшебной поляне. Выкладывайте цветы вежливости. Какого цвета будете брать лепестки? (Нежные, розовые, яркие, солнечные, радостные и т.д.) Объясните, почему? (Ответы детей.)
Шапокляк: Я тоже хочу выложить такой же цветок. (Выкладывает цветок темных тонов.)
Воспитатель: Дети, посмотрите, Шапокляк выложила цветок, но разве он похож на цветок вежливости? А как бы вы его назвали? (Цветок грубости.) А почему?
Шапокляк: Да, действительно, ваши цветы красивее.
Голос королевы Грубости: Итак, вы выполнили все мои задания, получайте свою фею Вежливости.
Воспитатель: (Достает из-за ширмы куклу.) А вот и фея Вежливости!
Фея: Здравствуйте, ребята, спасибо, что выручили меня. Вы не испугались трудного путешествия, выполнили все задания злой королевы. Только воспитанные, вежливые дети смогли победить грубость.
Ребята, у меня для вас есть волшебный сундучок, в нем лежит сюрприз, но открыть его можно только с помощью волшебных слов.
Шапокляк: (Берет сундучок.) Да я его и так открою. Эй, сундук, откройся!
Воспитатель: Ребята, какие волшебные слова и стихи про волшебные слова вы знаете? (Дети читают.)
«Здравствуйте»
«Здравствуйте!» —
Ты скажешь человеку.
«Здравствуй», — улыбнется он в ответ
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будем много лет!
«Доброго пути»
Нам желают доброго пути!
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
«Пожалуйста»
Слово «пожалуйста»
Повторяем мы поминутно.
Но, пожалуй, без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
«Будьте добры»
Будьте добры —
Это я говорю по секрету.
Будьте добры —
И не ждите за это конфету.
А.Кондратьева
Шапокляк: Надо же, сундучок открывается.
Эй, ребята, налетайте
И подарочки хватайте,
По карманам их пихайте!
Воспитатель: Нельзя так говорить, а то сундучок снова закроется. Да и ребята молодцы, никто из сундучка ничего не взял.
Шапокляк:
Не поверю никогда,
Чтобы вежливой была
Вот такая «мелкота».
Фея: Ребята, вам пора возвращаться в детский сад. Я думаю, что вы многому научились и научили старуху Шапокляк быть вежливой старушкой.
Фея говорит волшебные слова:
«Раз, два, покружись,
В своей группе очутись!»
Приложение «Пословицы и поговорки»:
1. «Вежливости открываются все двери».
2. «Ласковое слово и кошке приятно».
3. «Слово жжет хуже огня».
4. «Доброе слово лечит, а злое калечит».
5. «Плохое слово, что грязная вода».
6. «Ласковым словом и мед растопишь».
Телефонный разговор
Занятие 4
Цель. Познакомить детей с правилами речевого поведения во время телефонного разговора.
Материалы. Кукла Пеппи, дидактическая игра «Алло», значки, игрушечный телефон.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Ребята, утром мне позвонила девочка Пеппи, она обещала прийти к нам сегодня в гости. (Стук в дверь.) А вот, наверное, и она. Заходи, кукла Пеппи.
Пеппи: Здравствуйте, ребята! Как давно я вас не видела и очень соскучилась. Мне бы очень хотелось посмотреть альбом «Добрых дел». (Рассматривает и беседует с детьми.)
Пеппи: Ой, ребята, я совсем забыла, мне нужно срочно позвонить своему другу Карлсону. У вас в группе есть телефон? Надо поздравить его с днем рождения.
Воспитатель: Пожалуйста, Пеппи, можешь позвонить.
Пеппи: (Звонит.) Алло! Здравствуй, Карлсон! Ты меня хорошо слышишь? Я поздравляю тебя с днем рождения и хочу пожелать тебе здоровья, веселого праздника и отличного настроения! До встречи! Пока!
Воспитатель: Ребята, у кого из вас дома есть телефон? А кому вы звоните?
(Беседа.)
Пеппи: Ребята, умеете ли вы вежливо разговаривать по телефону? Какие правила телефонного этикета вы знаете?
Как бы вы поступили:
1. Если ты набираешь номер и к телефону подходит мама твоей подруги?
2. Ты набираешь номер, тебе отвечают, и оказывается, что ты не туда попал?
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно ответили на вопросы Пеппи. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Алло». Разделитесь на пары, кто кому хотел бы позвонить. Каждой паре я буду показывать картинку, а вы должны разыграть сценку разговора.
Картинки: вызов «Скорой помощи»
1-й ребенок вызывает,
2-й — принимает вызов.
Воспитатель: Итак, ребята, телефон — замечательная вещь! И что бы мы без него делали?!..
Пеппи: Но нужно, ребята, помнить о том, что в разговоре по телефону необходимо соблюдать правила этикета. Давайте еще раз их вспомним. За каждый правильный ответ вы получите от меня значок.
1. Звонит телефон. Подойди к телефону, возьми трубку, ответь «Алло» или «Да».
2. Не занимай телефон пустыми длинными разговорами — может, кому-то нужно срочно вызвать «Скорую помощь».
3. Невежливо звонить кому-нибудь рано утром или поздно вечером: можно побеспокоить людей.
4. Извинись, если ты не туда попал.
5. Попроси разрешения позвонить, когда ты бываешь у кого-то дома (если это необходимо).
Пеппи: Ребята, вы молодцы, вы культурные и воспитанные дети. Я прощаюсь с вами. До встречи, ждите моего звонка, я спешу на день рождения к Карлсону.
День рождения Мальвины
Занятие 5
Цели
1. Познакомить детей с правилами этикета.
2. Научить культурно вести себя за столом, сервировать стол.
Материалы. Подарки, сделанные руками детей; сказочные герои: Буратино, Мальвина; дидактическая игра «Накрываем на стол».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Ребята, к нам в группу пришло приглашение: «Дорогие ребята, я приглашаю вас к себе на день рождения. Мальвина».
Воспитатель: Вы любите ходить в гости? Расскажите, как вы готовитесь к походу в гости. Какие правила вы знаете? (Ответы детей.)
Итак, мы с вами идем в гости на день рождения. О чем в первую очередь нужно подумать? (О подарке.) Как вы думаете, что можно подарить девочке? А мальчику? Как вы думаете, обязательно ли покупать подарок? (Можно сделать своими руками.)
Я предлагаю подарить Мальвине цветы, которые вы недавно делали на ручном труде (можно рисунки, поделки и т.д.).
Подарок мы с вами обсудили, и он у нас уже готов. Теперь нужно подумать о своем костюме, платье, прическе. (Показать несколько рисунков с изображением детей в разной одежде, можно использовать журнал мод для детей.)
Обсудить с детьми внешний вид:
1. Нужно быть чистым, нарядным; одежда должна быть выглажена.
2. Не забудь взять сменную обувь.
3. Волосы должны быть причесаны.
4. Ногти подстрижены.
5. Носовой платок выстиран.
6. Обувь почищена.
Воспитатель: Ребята, подумайте, какими словами можно поздравить Мальвину. (Обсуждение.) В путь. (Под музыку дети идут в гости.)
Детей встречает Буратино.
Буратино: Здравствуйте, ребята! Вы пришли на день рождения Мальвины? Она немного задерживается, а мне поручила накрыть на стол. Вы мне поможете?
Воспитатель: Поможем, ребята? Рассаживайтесь пока на полянке, кому где удобно. Мальчики, позаботьтесь о девочках. (Воспитатель достает дидактическую игру «Накрываем на стол», раскладывает и объясняет.)
1. Стол нужно накрыть чистой скатертью.
2. По числу гостей ставятся приборы.
3. Подставная тарелка будет стоять до конца обеда, убирают ее только перед чаем.
4. На подставную тарелку ставится закусочная.
5. Рядом положить с левой стороны вилку, а с правой — нож.
6. Перед тарелками ставится бокал с напитками, салфетки.
Появляется Мальвина. Здоровается с детьми. Дети дарят подарки, поздравляют ее с днем рождения.
Мальвина: Буратино, какой ты молодец! Как красиво и правильно ты накрыл на стол!
Буратино: Мне помогали ребята!
Мальвина: А знаете ли вы, как надо вести себя за столом? (Мальвина рассказывает и показывает картинки.)
1. Сидеть надо прямо.
2. Не нависать над тарелкой.
3. Не разваливаться на стуле.
4. Не клади локти на стол. Это некрасиво и может помешать соседу.
5. Не чавкай, пользуйся салфеткой, не размахивай вилкой.
6. Не кроши.
7. Не тянись за блюдом через весь стол — не стесняйся, попроси соседа передать.
8. Не ешь слишком быстро, не бери в рот сразу много еды и не говори с полным ртом.
Мальвина: На день рождения гости не только угощаются. Давайте и мы с вами поиграем в ваши любимые игры (1—2 игры).
В конце Мальвина и Буратино прощаются с детьми.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы к себе в гости тоже пригласим Мальвину и Буратино, устроим для них праздник. Ждите от нас приглашение. Еще раз спасибо за чудесный праздник.
До свидания.
Наша дружная семья
Занятие 6
Цель. Воспитывать доброе, заботливое отношение к своей семье, самым близким людям.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: У кого в семье живут бабушки, дедушки? (Ответы детей.) Вот какая большая семья — у вас три поколения живут вместе. Все заботятся друг о друге. Хорошо, когда бабушка живет с вами и заботится о вас. Она и вкусно накормит, и пожалеет, и приласкает. Теплые, ласковые бабушкины руки снимут все заботы, уберегут от неприятностей.
Если бабушка сказала:
— То не трогай! То не смей!
Надо слушать, потому что
Дом наш держится на ней!
Мы без бабушки однажды
Приготовили обед
Сами вымыли посуду —
И с тех пор посуды нет!
Посвящает воспитанью
Папа свой свободный день!
В этот день на всякий случай
Прячет бабушка ремень.
Ходит в школу на собранья,
Варит бабушка бульон.
Ей за это каждый месяц
Носит деньги почтальон.
Михаил Танич
Воспитатель: Милые, добрые, немного ворчливые, но всегда справедливые бабушки и дедушки. Они вырастили и воспитали ваших родителей, теперь вас. Не забывайте поздравить бабушку и дедушку с днем рождения, с праздником, говорите им добрые слова, что вы их любите.
У кого есть братья и сестры? Часто ли вы с ними ссоритесь? Маленьких братьев и сестер нужно жалеть, заботиться о них, приучать к порядку, делиться с ними игрушками.
До чего же это здорово —
Все делить с друзьями поровну!
Вот мой новый самолет.
Покатайся — буду рад!
Вот конфеты — раз, два, три! —
Мне не жалко — на, бери!
Мячик все поймать хотят —
Пусть его поймает брат!
До чего же это здорово —
Все делить с друзьями поровну!
Генрих Сапгир
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим ваши семейные фотографии. Расскажите о своих близких. (Рассказы детей.)
Загадка о маме:
Кто на свете всех милее?
Кто на свете всех добрее?
Какой скоро будет праздник? (8 Марта.) А как вы к нему готовитесь?
У каждого существа на свете — у человека, у животного — есть мама. Когда мама рядом, становится светлее и теплее, и ничего на свете не боишься. Расскажите, что вам нравится в вашей маме больше всего, за что вы ее любите? (Ответы детей.)
Воспитатель: Замечали ли вы, как появляется усталость в глазах у мамы, когда она видит брошенные вами в беспорядке вещи, игрушки, испачканную одежду? Ваша помощь просто необходима маме. Чем больше вы будете ей помогать, чем меньше огорчать, тем дольше она будет молодой, красивой и здоровой. Только не хотелось бы, чтобы вы были такими, как мальчик Сережа.
Лег Сережа на кровать,
Стал Сережа напевать:
— Если я да захочу,
рукава я закачу,
пол помою, стол накрою.
Если захочу.
Он зевнул один разок
Повернулся на бочок…
Я ведь, правда, не шучу…
Ру-ка-ва… я за-су-чу…
Дальше было не понять,
Что певец хотел сказать.
Он поет или храпит?
Тише, тсс… Сережа спит.
Воспитатель: Я думаю, что вы хорошие мамины помощники. Давайте поиграем.
Кто быстрее наведет порядок? (Два игрока быстро собирают разбросанные игрушки, аккуратно расставляют в определенном месте.)
Воспитатель: Давайте и дальше будем заботиться о маме: постараемся ее не огорчать и помогать.
Давайте нарисуем портрет своей семьи.
Дети, относитесь к своим родным так, как вы хотели бы, чтобы они относились к вам, и тогда ваша семья всегда будет дружной!