Цель: изучить физические особенности в строении и свойствах различных веществ. Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.
научить учащихся понимать суть таких тепловых явлений, как плавление и кристаллизация; изучить особенности в поведении вещества при переходе из твердого состояния в жидкое и обратно.
Демонстрации: модели кристаллических решеток; наблюдение за процессами испарения, плавления и кристаллизации; набор кристаллических и аморфных тел.
Ход урока
I . Организационный момент
II . Анализ результатов контрольной работы
Перед началом изучения новой темы необходимо провести краткий анализ результатов контрольной работы, обсудить наиболее типичные ошибки, рассмотреть решения некоторых задач у доски.
III . Изучение нового материала
План изложения нового материала:
1. Три агрегатных состояния вещества.
2. Виды перехода из одного агрегатного состояния в другое.
3. Демонстрация плавления льда.
4. Температура плавления; температура кристаллизации.
1. Рассмотрение нового материала очень удобно начать с демонстрации опыта по плавлению льда на спиртовке. Термометр, опущенный в сосуд со льдом, показывает текущую температуру, а секундомер фиксирует время процесса.
При этом легко обнаружить, что на начальном этапе нагревание льда происходит с ростом его температуры. Так он нагревается до О °С. Затем мы наблюдаем процесс плавления, который идет при постоянной температуре О °С. Через определенное время весь лед превращается в воду. Только после этого температура воды начинает подниматься.
На доске можно построить график зависимости температуры от времени нагрева . Участок АВ – нагрев льда. Вся энергия идет на увеличение внутренней энергии вещества. Колебания молекул льда увеличиваются.
Участок ВС – плавление льда. Этот процесс во времени более длительный, чем нагрев льда, и он идет при постоянной температуре. Все количество теплоты уходит на разрушение кристаллических решеток.
Следующий участок – нагревание воды.
После демонстрации опытов по таянию льда, плавлению и отвердеванию кристаллических тел учащиеся должны твердо усвоить три следующих положения:
а) Существует температура, выше которой вещество в твердом состоянии не может находиться.
б) Температура во время плавления остается постоянной.
в) Процесс плавления требует притока энергии к плавящемуся веществу.
2. Та температура, при которой происходит переход твердого вещества в жидкое, называется температурой плавления. Температура плавления различных веществ – табличная величина.
Далее необходимо проанализировать таблицу 3 в учебнике (с. 32). Из таблицы видно, в каких пределах лежат температуры плавления различных веществ. Учитель может задать ряд вопросов по таблице:
– Какой из металлов, приведенных в таблице, самый легкоплавкий?
– Какой из металлов самый тугоплавкий?
Если сосуд с водой поместить в среду, где температура меньше О °С, то будет наблюдать процесс охлаждения воды с последующим отвердеванием.
Процесс кристаллизации будет идти также при постоянной, температуре. Она называется температурой кристаллизации. При этом:
Таким образом, плавление и кристаллизация – два симметричных процесса. В первом случае вещество поглощает энергию извне, а во втором -отдает в окружающую среду.
различные температуры плавления определяют области применения различных твердых тел в быту, технике. Из тугоплавких металлов изготавливают жаропрочные конструкции в самолетах и ракетах, атомных реакторах и электротехнике.
3. Изложение нового материала следует начать с демонстрации простейшего опыта. В прозрачном сосуде с водой плавают кусочки льда, и сосуд плотно закрыт крышкой.
Очевидно, что температура смеси примерно равна О °С. То есть возможна такая ситуация, когда вещество одновременно находится в твердом, жидком и газообразном состоянии.
Любое вещество, состоящее из атомов или молекул, может находиться в одном из трех агрегатных состояний: а) твердом; б) жидком или в) газообразном,
– Что же отличает одно агрегатное состояние вещества от другого?
– Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел? (Прежде чем продолжить объяснение, желательно выслушать мнения учащихся.)
На примере моделей кристаллических решеток видно, что в твердом состоянии положение молекул упорядочено. Они не могут свободно перемещаться по телу.
Молекулы жидкости не имеют такой структуры в расположении, силы взаимодействия у них меньше, чем у молекул твердых тел, и поэтому даже под действием небольших внешних сил они легко перемещаются. Жидкости обладают текучестью.
Молекулы газа еще слабее связаны друг с другом, и поэтому перемещаются по всему объему с большими скоростями. При этом они часто сталкиваются друг с другом. Это можно наблюдать на примере распространения запаха духов по комнате.
Делается вывод: во-первых, в разных агрегатных состояниях расположение атомов и молекул различно; во-вторых, внутренняя энергия одинаковых масс твердого тела, жидкости и газа при одинаковых температурах различна.
В ознакомительном плане можно рассказать учащимся об аморфных телах, которые обладают свойствами твердых тел (прочность, хрупкость, твердость) и свойствами жидкостей (текучесть, не сохраняют формы с течением времени).
4. Процесс перехода вида «твердое вещество —* жидкость —» газ» связан с увеличением внутренней энергии. Значит, в таких превращениях вещество поглощает тепло, и кинетическая энергия движения молекул возрастает, то есть: U > 0.
А в переходе вида «газ —* жидкость —* твердое вещество» процесс перехода идет с выделением тепла. При этом скорость молекул и внутренняя энергия уменьшаются, то есть: U < 0.
Иногда бывает так, что вещество из данного агрегатного состояния сразу переходит в иное, минуя жидкую фазу. Процесс перехода из твердого состояния в газообразное называется сублимацией или возгонкой. Сублимирует кусочек льда в морозный день. Сырое белье замерзает на ветру в мороз, а через сутки становится сухим – ледяная корка исчезает. Также сублимирует угольная кислота в брикетах. Вообще любое тело в твердом состоянии, если оно имеет запах, сублимирует.
Процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое называется плавлением. Оно идет с поглощением тепла.
Процесс превращения жидкости в пар называется парообразованием. Это тоже требует количества теплоты извне.
Процесс превращения жидкости в твердое тело называется кристаллизацией. При этом вещество часть тепла отдает в окружающую среду.
Процесс превращения пара в жидкость называется конденсацией.
Очень интересным процессом является процесс, обратный сублимации, –десублимация. При этом вещество из газообразного состояния сразу переходит в жидкую фазу.
Таким образом, есть шесть процессов, которые определяют варианты перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое : плавление, кристаллизация, парообразование, конденсация, сублимация, десублимация.
Домашнее задание
1 . § 13 учебника; вопросы и задания к параграфу.
2. Сборник задач В. И. Лукашика, № 1012, 1013.