Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по произведениям, изученным в поэтической тетради № 1; прививать детям любовь к литературе; работать над развитием мышления, речи учеников.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Захотелось ли вам, ребята, выучить наизусть стихотворение Сергея Есенина «Черемуха»?
– Легко ли вам было учить стихотворение?
– Как вы думаете, почему?
– Стихи Сергея Есенина легко учатся, потому что они близки и понятны всем. Их можно не просто заучивать наизусть, а напевать. Один из литературных критиков писал: «…Он (Есенин) не ушел от истока поэзии – песни. Есенин поет… Есенина можно петь гуляя, работая, колоть дрова и петь!» И, наверное, именно поэтому многие стихи Сергея Есенина стали песнями.
Учитель может включить фонограмму одной из песен на стихи С. Есенина.
– А теперь послушаем стихотворение С. Есенина «Черемуха».
Учащиеся рассказывают наизусть или выразительно читают стихотворение, после чего оценивают чтение друг друга.
Физкультминутка
III. Обобщение знаний учащихся по изученной теме.
– Вот и закрыта последняя страничка еще одной поэтической тетради. А что объединяет все стихотворения, помещенные в эту поэтическую тетрадь? (Любовь к родной природе, к родине.)
– Как бы можно было назвать прочитанную нами поэтическую тетрадь?
– Какое стихотворение из этой поэтической тетради вас тронуло сильнее всего? Чем?
– Продолжите стихотворения:
Черемуха душистая
С весною расцвела…
(И ветки золотистые,
Что кудри, завила.)
* * *
Ветхая избушка
Вся в снегу стоит…
(Бабушка-старушка
Из окна глядит.)
* * *
Что ты тискаешь утенка?
Он малыш, а ты – большой…
(Ишь, задравши головенку,
Рвется прочь он всей душой…)
* * *
Воробей мой, воробьишка!
Серый, юркий, словно мышка…
(Глазки – бисер, лапки – врозь,
Лапки – боком, лапки – вкось…)
– Посмотрите внимательно на рисунки, расположенные на доске.
учитель вывешивает на доску рисунки детей, сделанные ими к стихотворениям поэтической тетради № 1.
– К каким стихотворениям эти рисунки? Назовите автора каждого стихотворения.
IV. Итог урока.
– Какие чувства пробудил в вас урок?
– Что вам понравилось?
– Что бы сделали по-другому?