Цели урока: продолжить формирование навыка чтения и записи двузначных чисел; познакомить учащихся с правилами работы на калькуляторе; составить алгоритм набора двузначного числа на калькуляторе; учить выделять симметричные фигуры и строить оси симметрии; совершенствовать вычислительные навыки; развивать умение анализировать и обобщать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Рассмотрите чертеж и выпишите названия всех треугольников.
2. Отгадайте, какое слово зашифровано.
9 + 9 |
Т |
7 + 7 |
Я |
|
15 – 6 |
Б |
16 – 9 |
Е |
|
16 – 8 |
Р |
12 – 7 |
Н |
|
7 + 5 |
С |
7 + 6 |
Ь |
12 |
7 |
5 |
18 |
14 |
9 |
8 |
13 |
С |
Е |
Н |
Т |
Я |
Б |
Р |
Ь |
3. Решите задачу.
Кролик разбил свой огород на грядки: 4 грядки для моркови, 7 грядок для капусты и 2 грядки для репы. Сколько грядок на огороде Кролика?
4. Чему равна масса арбуза? Чему равна масса дыни?
III. Сообщение темы урока.
– Из чисел 2, 4, и 5 составьте и запишите все возможные двузначные числа.
Запись: 22, 24, 25, 44, 42, 45, 55, 52, 54.
– Прочитайте полученные числа.
– Сегодня на уроке продолжим учиться читать и записывать двузначные числа.
IV. Работа над новым материалом.
Задание № 4 (с. 12).
– Вспомните правила чтения двузначных чисел.
– Прочитайте числа в задании.
Задание № 5 (с. 12).
Учащиеся вводят на калькуляторе данные числа.
– Как включить калькулятор?
– Как правильно набрать на калькуляторе двузначное число?
– Какая кнопка выполняет команду «сброс»?
Задание № 6 (с. 12).
Учащиеся выполняют алгоритм сложения на калькуляторе.
V. Повторение пройденного материала.
1. Работа с учебником.
Задание № 17 (с. 14).
Измерения учащиеся выполняют непосредственно на рисунках в учебнике.
Высота катушки – 3 см.
Длина магнитофонной кассеты – 7 см, ширина – 4 см.
Задание № 18 (с. 14).
– Какие фигуры являются симметричными?
– Рассмотрите таблицу на доске и назовите симметричные фигуры. (Только фигуры 3, 5.)
– Рассмотрите рисунок в учебнике и найдите в нем симметричные фигуры.
Далее учащиеся работают с квадратами, вырезанными из цветной бумаги (квадраты заранее готовятся дома).
– Определите, есть ли оси симметрии у квадрата.
– Если квадрат «перегнуть» по данной прямой, то части, на которые эта прямая разбивает квадрат, совпадут. Эта прямая – ось симметрии квадрата.
– Проведите еще ось симметрии квадрата.
– Сколько осей симметрии у квадрата? Начертите квадрат в тетради и покажите все оси симметрии.
– Проверьте свой ответ на вырезанных квадратах, согнув по этим прямым.
– Какие фигуры в учебнике имеют оси симметрии?
– На рисунке изображены три предмета. У платка треугольной формы одна ось симметрии. У салфетки, имеющей форму квадрата, четыре оси симметрии. Угольник не имеет оси симметрии.
– Почему платок треугольной формы имеет ось симметрии, а угольник (тоже треугольной формы) не имеет оси симметрии? (Платок имеет форму равнобедренного треугольника.)
Задание № 11.
При выполнении второй части задания учащиеся должны воспользоваться одним из двух правил сравнения натуральных чисел, изученных еще в 1 классе: «Из двух чисел меньше то, которое называют при счете раньше, и больше то, которое называют при счете позже». Это правило автоматически переносится на новую область натуральных чисел (от 20 до 100). Сложность заключается в том, что ряд чисел, из которого надо выбрать большее и меньшее числа, записан в обратном порядке, поэтому первое число в ряду (84) будет наибольшим, а последнее (79) – наименьшим.
Задание № 12.
Учащиеся работают самостоятельно. Далее учитель проводит проверку.
– Докажите, что вы верно провели стрелки.
С этой целью ученики устно называют по порядку все натуральные числа в выбранном промежутке. Если среди этих чисел будет названо число и на номерке, то соответствующая стрелка проведена правильно.
Задание № 13.
Для решения этой задачи в качестве модели (вместо фишек) можно использовать цветные палочки.
По условию задачи папа нашел 3 десятка грибов, а Алеша – 8 грибов. Выложим с помощью цветных палочек эти числа.
Папа |
Алеша |
||||||||||
ор. |
ор. |
ор. |
Так как в задаче спрашивается, сколько всего грибов принесли домой папа и Алеша, значит, надо сложить (сдвинуть на модели) эти числа:
Всего |
||||||||||
|